Как появились криптовалюты и какие перспективы для инвесторов они представляют

Как появились криптовалюты и какие перспективы для инвесторов они представляют

Как появились криптовалюты и какие перспективы для инвесторов они представляют
Как появились криптовалюты и какие перспективы для инвесторов они представляют
31 октября 2008 года, в самый разгар кризиса, на рынке субстандартной ипотеки в США, когда рушились банки и финансовые рынки во многих странах мира, на просторах интернета появилась статья некоего Сатоши Накамото, где была описана технология производства нового цифрового платежного средства на основе децентрализованного реестра. Иными словами, миру был представлен новый вид валюты, неподконтрольный никаким центробанкам и регуляторам, – биткойн.

Немного теории. Люди много лет назад искали некий товар, способный стать денежным эквивалентом любого рыночного актива, – слишком неудобной была система бартерного обмена. Сколько горшков или топоров надо было отдать за нужную вам вещь, определял рынок, но его правила постоянно менялись. Нужен был особый товар, который трудно найти, легко унести с собой и который не терял бы своих физических свойств и покупательных способностей даже в самой агрессивной среде – морской воде, при пожарах… И таким денежным товаром стало золото. Исследуя рынок золота уже более 20 лет, я постоянно прихожу к мысли, что желтый металл, столь удивительным образом сочетающий все вышеперечисленные качества, был дарован людям свыше – на земле нет металла, даже в малейшей степени способного заменить золото. Его пластичность позволяла чеканить монеты даже при примитивных технологиях – ручных штемпелях и чеканах, при этом его аутентичность проверялась самым простым способом – на зуб.

Золотомонетный стандарт утвердился в Европе на века, обеспечивая экономику платежным средством, средством расчетов и накоплений. Однако неумолимые законы экономики говорят нам, что количество денег должно обеспечивать прирост товаров и услуг. Монетаристская школа экономики вывела уравнение обмена, утверждающее, что MV = PY, где М – денежная масса, V – скорость ее обращения, P – уровень цен (инфляция), а Y – выпуск товаров и услуг или ВВП.

ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ
Когда производство было примитивным, золотой стандарт прекрасно справлялся – люди получали за произведенные ими товары и услуги полноценные деньги (золото, серебро и медь). Но технический прогресс неумолимо развивался, промышленная революция в Нидерландах, а затем в Великобритании заменили ручной труд в текстильной отрасли, а затем и в других отраслях экономики. Выпуск товаров возрос многократно – государства стали печатать фиатные (неполноценные) бумажные деньги, которые можно было обменивать на золото, но с маленькой оговоркой – пока население соглашалось с тем, что эти бумажки имели ту стоимость, которая была на них напечатана. Как только население начинало сомневаться в том, что им удастся без потерь обменять бумажные деньги на золото, например, вследствие денежных реформ, срабатывал закон Грешэма–Коперника, согласно которому народ из обращения изымает в качестве сокровищ «лучшие деньги» – золотые, серебряные и даже медные, отказываясь принимать бумажные, «худшие деньги», почему их и называют фиатными. Однако золота требовалось все больше и больше.

В 1944 году США собрали у себя мировых лидеров в городке Бреттон-Вудс, где предложили им отказаться от золотомонетного стандарта, так как возможности добычи желтого металла уже не обеспечивали потребностей экономики, что могло привести к инфляции. Взамен они предложили золотовалютный стандарт – страны Европы и другие могли обменивать свои фиатные деньги на доллары США, те, в свою очередь, обязывались обменивать их на полновесные золотые слитки. Что получили США в итоге? Возможность бесконтрольной эмиссии своей фиатной валюты, создав спрос на нее, что подтвердил британский экономист
Дж. М. Кейнс, заявивший, что «мир попал в зависимость от печатного станка ФРС». Это подтвердилось в конце 1970-х,
когда генерал де Голль привез в США 20 млрд ходивших в Европе долларов для обмена на золотые слитки, как и обещали США. Однако в хранилище США в Форт-Ноксе оказалось золотых «кирпичей» всего на 12 млрд.

Итогом этой грандиозной аферы стала девальвация доллара и рост золота до уровней в 2500–3000 долларов за тр. унц. в сегодняшних ценах. Мир перешел к ямайской валютной системе, основанной на плавающих валютных курсах. Так появился рынок Forex. Сейчас мир подошел к такому этапу развития денежного обращения, когда роль доллара США объективно снижается в мировых расчетах и резервах. Евро не смогло стать заменой доллара, китайский юань тоже пока не готов к этому.

КРИПТОАКТИВЫ ВЫХОДЯТ НА СЦЕНУ
Появление криптовалют совпало по времени с поисками альтернативных денег. Казалось бы, все шансы для этого есть – готовность определенной части общества к использованию биткойна для расчетов в различных транзакциях (правда, сначала – даркнете, в том числе и для оплаты нелегальной торговли оружием, наркотиков и др.), отсутствие единого регулятора и необходимости сложной инфраструктуры в виде печатных станков, банков и иных посредников, сейфов и проч. Биткойн продемонстрировал преимущества децентрализованного реестра – информация о выпущенных монетах хранится не у регулятора, а на отдельных компьютерах участников системы нового денежного оборота.

Особенно стоит отметить важную черту биткойна – его создатели (кто бы ни скрывался под псевдонимом Сатоши Накамото) дали миру систему с открытым кодом, вследствие чего стало возможным создание новых видов криптовалют. Так появился Etherium –
вторая по значимости криптовалюта, Ripple – валюта, используемая в основном для межбанковских расчетов, стейблкойны – криптовалюты, привязанные к доллару США, и т.д. Были проекты создания криптовалют, якобы привязанных к золоту, – хорошая попытка мошенников сыграть на утрате доверия к американскому доллару. Монеты успешно размещались в ходе ICO, а их создатели с деньгами вкладчиков успешно скрывались.

Меня часто спрашивают, является ли биткойн финансовой пирамидой? Строго говоря, нет, так его создатели определили максимальное число выпуска монет – 21 млн. Однако он может делиться – так, от основной валюты отпочковалась новая монета – биткойн cash. Классическим признаком пирамиды являются неограниченная эмиссия актива и рост его стоимости. Образно говоря, строители финансовых пирамид завлекают в свои сети вкладчиков, обещая баснословную доходность, будь то «тюльпаномания» в Нидерландах или современная ФИНИКО, отобравшая у вкладчиков в России около 5 млрд руб. Казалось, легковерные инвесторы перевелись в 1990-х годах. Но нет, не все. Глупость и жадность будут постоянными спутниками инвесторов.

ФИНАНСОВАЯ ПИРАМИДА ИЛИ?..
Весьма уважаемый в среде инвесторов бывший трейдер на Уолл-стрит, а ныне философ ливанского происхождения Нассим Талеб считает, что биткойн – «финансовая пирамида для идиотов». Этому пророку можно доверять, он предсказал и финансовый кризис 2008 года, и пандемию в 2020 году. Газета The Times признала его самым выдающимся мыслителем современности. Талеб уверен, что биткойн не оправдал себя как платежное средство. «Валюта не может быть более волатильной, чем товары, которые можно на нее купить. Так как курс биткойна нестабилен, вы не можете использовать его в торговле, и это провал», – считает Нассим Талеб. С этим трудно не согласиться, если посмотреть на график биткойна. Нынешний экспоненциальный рост – с точки зрения технического анализа – это сигнал к глубокой коррекции либо к взлету выше исторического максимума. Талеб также считает, что биткойн не спасет инвесторов от инфляции – опять же из-за повышенной волатильности.

Другой известный финансист – Майкл Бьюрри, послуживший прототипом героя фильма «Игра на понижение» и заработавший по снижении рынков в 2008 году, также считает, что биткойн не имеет никакой ценности и является огромным надувательством. Бьюрри отмечает, что ажиотаж вокруг биткойна напоминает уже всем известные пузыри – взлет «доткомов» в 1999–2000 годах, рынок недвижимости и связанные с ним производные инструменты, ИИ – все это разгоняет рынок до невероятных высот, не подтвержденных реальной стоимостью.

Другие известные финансовые гуру также не приветствуют биткойн и другие криптовалюты. И легендарный инвестор Уоррен Баффет и его друг и компаньон (ныне покойный) Чарльз Мангер весьма скептически настроены по отношению к цифровым активам. Мангер говорил: «Мне не нравится успех биткойна, я вообще не приветствую развитие валюты, столь удобной для преступников и мошенников. Весь этот биткойн не нужен, а его развитие не принесет человечеству ничего хорошего».
Из этого ряда выбивается Илон Маск – энтузиаст биткойна. Его компанию «Тесла» покупали также и из-за того, что на ее балансе было немало монет. Но Маск – изощренный игрок и манипулятор рынка.

ЧТО В ИТОГЕ
Время покажет, кто был прав. Бумажным деньгам тоже долго не доверяли. А велика ли разница? И те и другие – лишь носители стоимости. Мы давно живем в мире неполноценных денег. А тем временем на момент написания данной статьи биткойн приблизился к своему историческому максимуму – 69 тыс. долларов вследствие одобрения обращения на рынке Комиссией по ценным бумагам и биржам США ETF (биржевых фондов), инвестирующих в биткойны, что фактически означает признание регулятором законности криптовалюты. Также повлиял на рост монеты приближающийся халвинг – снижение вдвое комиссии майнерам. Капитализация биткойна достигла исторического максимума в 1,35 трлн долл. Только с начала года токен вырос на 30%. Но слишком крутой взлет цены актива говорит о скорой коррекции. Так что не стоит покупать на взлете – покупайте на откате. Отмечу, что биткойн больше подходит для спекуляций, причем для агрессивных инвесторов, хотя в него инвестируют и солидные инвестиционные банки.