Резиденты метят в Алабушево

Резиденты метят в Алабушево

Резиденты метят в Алабушево
Резиденты метят в Алабушево
Новый инновационный кластер обеспечит москвичей высокотехнологичными рабочими местами

Алабушево станет одной из самых крупных производственных площадок Москвы: до 2024 года здесь планируется построить 38 новых промышленных объектов и создать около 23 тысяч рабочих мест. Проект планировки также предусматривает улучшение транспортной доступности промзоны и ее благоустройство.

Промзоны занимают 18,8 тыс. га, или 17% территорий старой Москвы. Большинство из них (около 13 тыс. га) в процессе реорганизации поменяют свое назначение, но есть и такие, чей профиль не просто сохранится, но и расширится за счет новых производств и административных функций. Одной из самых крупных промышленных площадок нового типа станет «Алабушево», которое входит в состав особой экономической зоны «Технополис «Москва».

Ее история началась в 2005 году, когда в Зеленограде начали активно развивать высокие технологии. В 2015 году к ОЭЗ присоединили площадку завода «Микрон» и НИИ молекулярной электроники в Северной промзоне, в 2017-м еще несколько предприятий и земельных участков. Несколько лет назад полномочия по управлению площадкой были переданы от Минэкономразвития правительству Москвы – ранее она находилась в федеральном ведении. Сейчас «Алабушево» занимает территорию 142,1 га, на которой уже построили пожарное депо, таможенный пост, а также корпуса предприятий по производству лекарств, глюкометров и лазерного оборудования, продукции из синтетического сапфира, здания для ИТ-компаний и др. Двадцать четыре резидента занимаются современным производством в сфере микроэлектроники, медицины, информационно-коммуникационных и энергоэффективных технологий.

Столичные власти планируют и дальше развивать «Алабушево» как большой инновационный кластер, который обеспечит Москву востребованными у горожан высокотехнологичными рабочими местами. Ведь только технические вузы ежегодно выпускают 100 тыс. молодых специалистов. Городу совместно с бизнесом необходимо создавать условия, чтобы все они могли устроиться работать по специальности. В 2019 году горадминистрация выделила 1,3 млрд руб. на выкуп недвижимости у частных собственников, чтобы дополнительно расширить границы «Алабушево» с севера и востока. Разработан проект планировки, предусматривающий строительство на территории промзоны еще 38 производственных корпусов различного целевого назначения. После реализации всех проектов общая площадь застройки вырастет более чем в десять раз – с нынешних 74 тыс. кв. метров до 800 тыс. кв. метров. По данным Москомстройинвеста, это позволит организовать 22 750 новых рабочих мест.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов говорит, что при проектировании современных производственных зданий на первый план выходят функциональность и желание сделать производственный процесс максимально рациональным. «Число новых производств растет, и их внешний вид становится разнообразнее. Авторы проектов стали использовать цветовые решения и ритмичное остекление», – рассказывает он.

Проект планировки «Алабушево», который на днях прошел процедуру публичных слушаний, предусматривает также мероприятия по транспортному и инженерно-техническому обеспечению территории и ее благоустройству. В горадминистрации подчеркивают, что формирование внутренней инфраструктуры будет нацелено на комфортное пребывание сотрудников компаний, которые станут резидентами площадки. Здесь появятся кафе, парковая зона, планируется расширение подъездной дороги, реконструкция и строительство пешеходных переходов, а также обустройство велодорожки протяженностью 2,1 км.

Для улучшения транспортной доступности по территории «Алабушево» будет запущен самостоятельный маршрут общественного транспорта, состоящий из 14 остановок. Возможна также организация трансфера для сотрудников от станции Крюково Октябрьской железной дороги до места работы. Однако самый перспективный вариант – включение платформы Алабушево в состав третьего московского центрального диаметра Зеленоград – Раменское (МЦД-3). Сейчас этот маршрут проектируется, и власти склоняются к тому, чтобы сделать конечной станцией не Крюково, как хотели изначально, а Алабушево – с учетом масштабного строительства в ОЭЗ новых промышленных зданий. Для реализации этого проекта необходимо построить дополнительные пути: от Москвы до Крюково их сейчас четыре, а дальше в сторону Клина – всего два. В свое время четвертый главный путь рассчитывали дотянуть до Алабушево, но не выделили финансирование. Однако действующая Генеральная схема развития Московского железнодорожного узла предусматривает до 2025 года строительство третьего главного пути на участке Алабушево – Клин.

Проектировщики, в свою очередь, отмечают, что рядом с платформой Алабушево уже имеются все условия для создания удобного транспортно-пересадочного узла: большая парковка и автобусная станция. Туда же будет выходить тоннель под железной дорогой, связывающий старую и новую части Зеленограда. Таким образом, включение Алабушево в МЦД-3 помогло бы не только улучшить транспортную доступность инновационного кластера, но и разгрузить станцию Крюково, которой сейчас пользуются все жители города-спутника.

Теги: #