В прокате – торговля и развлечения - Московская перспектива

В прокате – торговля и развлечения

В прокате – торговля и развлечения
В прокате – торговля и развлечения
Город выставил на продажу 39 кинотеатров

Столичные власти не оставляют попыток реализовать городское имущество, которое они считают непрофильным. На очереди – продажа половины принадлежащих Москве кинотеатров одним лотом. Поскольку прежние торги не имели успеха у инвесторов, стартовая цена аукциона, намеченного на 13 ноября, назначена с дисконтом. Город согласен продать все 39 кинозалов за 9,57 млрд руб. В прошлом году за 10 объектов просили половину этой суммы.

Несмотря на сложную экономическую конъюнктуру, санкции и нестабильный курс рубля, заставивший многих инвесторов пересмотреть свои бизнес-планы, столичные власти не оставляют попыток увеличить неналоговые доходы казны. Одним из источников их пополнения является продажа имущества. На прошлой неделе департамент по конкурентной политике объявил, что до конца года собирается продать 39 из 78 кинотеатров, находящихся в собственности города. Идея достаточно смелая, поскольку в конце 2013 года Москва уже выставляла на торги 10 принадлежащих ей кинотеатров. Стартовая цена пяти объектов – «Бирюсинки», «Волги», «Киргизии», «Софии» и «Электрона» – тогда составляла 3,1 млрд руб., а лот, состоящий еще из пяти кинотеатров («Волгоград», «Орбита», «Солнцево», «Экран» и «Рассвет»), инвесторы могли купить за 1,7 млрд руб. Но не купили.
Оба аукциона были признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок. Тем не менее в июне 2014 года на торги были выставлены еще четыре кинотеатра: «Ашхабад», «Саяны», «Планета» и «Янтарь». И снова безуспешно.
О том, что город собирается поменять тактику, еще в конце лета объявил глава департамента городского имущества Владимир Ефимов. «Теперь мы остановимся на укрупнении лотов и выставим кинотеатры как сетевую историю для создания торгово-развлекательных культурных центров. Все 39 объектов пойдут одним, максимум двумя лотами», – сообщил господин Ефимов (см. справку).
В департаменте по конкурентной политике уточняют, что кинотеатры «выставлены на продажу с целью реализации принципиально новой для Москвы концепции районных «центров притяжения», предполагающей создание сети мультифункциональных комплексов для местных жителей».
«Эти общественные культурно-досуговые центры должны стать своего рода клубами для встреч, местами семейного, спортивного и культурного досуга, при этом у их посетителей должна быть возможность осуществления необходимых покупок и услуг рядом с домом по доступным ценам. При разработке концепции учитывались как мировые тенденции современного развития городов-миллионников, так и особенности развития Москвы, менталитет и потребности жителей столицы», – говорится в пресс-релизе, распространенном ведомством. Каждый кинотеатр, включенный в программу, имеет градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), где указаны параметры объекта, который может появиться на его месте, и возможные виды использования. Кинопоказ должен быть сохранен везде или восстановлен, если эта функция по каким-то причинам была утрачена. В департаменте городского имущества отмечают, что ГПЗУ позволит победителю торгов, с одной стороны, компенсировать затраты на строительство и реконструкцию, с другой – создать полезные для населения объекты.
Что касается компенсации (а расходы с учетом состояния объектов предстоят немаленькие), то ее должны обеспечить новые помещения, которые владельцы смогут использовать в коммерческих целях. Градпланы некоторых участков допускают увеличение параметров в два раза и более. Например, площадь кинотеатра «Витязь», расположенного на ули-
це Миклухо-Маклая, по решению Градостро-ительно-земельной ко-
миссии (ГЗК) разрешено увеличить с 3,6 тыс. кв. метров до 12 тыс. кв. метров при сохранении существующей высоты здания, а кинотеатр «Аврора» (Профсоюз-
ная улица, дом 154) подрастет с 6,9 до 13 тыс. кв. метров.
После реконструкции 50% площади зданий отдадут для размещения культурно-просветительных объектов. Другую половину помещений распределят между офисами, физкультурно-оздоровительным комплексом (ФОК), учебно-образовательными, социальными и торговыми объектами. Жители уже одобрили эти проекты реконструкции на публичных слушаниях.
В мэрии отмечают, что специально проводили общественные слушания, чтобы узнать мнение москвичей. Лучше заранее внести необходимые коррективы в ГПЗУ, нежели решать спорные вопросы вместе с инвестором. В результате один кинотеатр – «Электрон» – вообще исчез из программы приватизации. (Прежде он входил в первый лот, выставленный на торги в 2013 году.) Власти решили не отбирать у зеленоградцев фактически единственный досуговый центр в округе, ограничившись его капитальным ремонтом. Кроме того, по требованию жителей были изменены параметры реконструкции кинотеатра «Сатурн» на улице Снежной в Свиблове. Изначально предполагалось вместо 2,3 тыс. кв. метров построить 13 тыс. кв. метров коммерческих площадей и обслуживающую их парковку на 130 машино-мест. Согласованный вариант получился скромнее: 8 тыс. кв. метров и 80 мест для автомобилей. При этом доля культурно-просветительской функции осталась минимально возможной – 30% от объема.
Другой пример корректировки ГПЗУ – кинотеатр «Патриот» в Хорошево-Мневниках. Жители не возражали против увеличения его площади почти в 10 раз – с 2,5 до 20 тыс. кв. метров. Но зато воспротивились предполагаемому распределению площадей. Чиновники предлагали 30% отдать под культурно-просветительскую деятельность, а 70% – под коммерцию. По результатам публичных слушаний это соотношение составило 50 на 50. Кроме того, ГЗК согласилась увеличить количество мест на парковке с 200 до 400. В противном случае машины, приезжающие в торгово-развлекательный комплекс, заполнили бы все дворы. Кстати, в Москомстройинвесте считают, что ничего страшного в аббревиатуре ТРЦ, которую скорее всего получат бывшие кинотеатры, нет. Во многих районах есть дефицит подобных объектов, поэтому жителям приходится ездить в соседние районы или в центр города.
Стартовая стоимость всех 39 кинотеатров составляет 9,57 млрд руб., в среднем 243 млн руб. за объект. С учетом удачного расположения (а большинство кинотеатров находится среди сложившейся жилой застройки, многие даже в пешей доступности от метро) и выхода полезных площадей получается совсем недорого. «Москва заинтересована в привлечении частных инвестиций, реализации инфраструктурных проектов города, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Менеджерские функции необходимо передать профессионалам рынка. Это город и пытается сделать, реализуя кинотеатры», – отмечает руководитель департамента по конкурентной политике Геннадий Дёгтев. Кстати, назначая максимальную цену, власти уже сделали инвесторам неплохую скидку. Ранее только 10 кинотеатров оценивались в 4,8 млрд руб. «Уверен, что продажа 39 кинотеатров станет одной из самых интересных сделок этого года. Горожане получат новые культурно-досуговые центры, победитель торгов – площадку для реализации прибыльных проектов, а город пополнит бюджет», – добавляет Владимир Ефимов.
ЧТО ВОЙДЕТ В ЛОТ
На следующей неделе, 13 ноября, на торги будут выставлены все кинотеатры, которые столичная мэрия посчитала непрофильным имуществом: «Аврора», «Алмаз», «Ангара», «Ашхабад», «Байконур», «Баку» «Бирюсинка», «Будапешт», «Варшава», «Витязь», «Волга», «Волгоград», «Восход», «Высота», «Звездный», «Керчь», «Киргизия», «Комсомолец», «Ладога», «Марс», «Мечта», «Нева», «Орбита», «Орион», «Патриот», «Первомайский», «Планета», «Прага», «Рассвет», «Рига», «Родина», «Саяны», «Солнцево», «София», «Таллин», «Улан-Батор», «Экран», «Эльбрус», «Янтарь».