Военные здания Москвы и их визуальный стиль

Военные здания Москвы и их визуальный стиль

Военные здания Москвы и их визуальный стиль
Военные здания Москвы и их визуальный стиль
Ни одна столица крупной державы не может обойтись без военных объектов. Так было всегда, и Москва не стала исключением. Речь идет не только и не столько об укреплениях, хотя средневековые стены и башни Кремля, наверное, самая известная архитектурная достопримечательность Москвы. Многочисленные здания военных ведомств и казарм, необходимые для функционирования Вооруженных сил страны, также имеют совершенно особенный архитектурный облик. «Армейские» постройки узнаваемы независимо от стиля, в котором построены, москвичи могут наблюдать это на примере трехсотлетней эволюции объектов.

Особая архитектура зданий военного назначения – изобретение достаточно древнее и вытекающее из их функции. В столице, то есть в высокоплотном урбанизированном пространстве, необходимо разместить значительный контингент военно-
служащих, обеспечив при этом режим секретности и контроля. Поэтому неудивительно, что сооружения, похожие на казармы, встречаются во всех столицах древних государств – например, казармы преторианской гвардии в Риме были возведены при императоре Адриане во II веке н.э.

Эта концепция получила значительное развитие в Средние века, когда в крупных городах – каждый из которых в свое время побывал столицей собственного «удельного княжества» – появились арсеналы, специфического типа армейские постройки, предназначенные для изготовления и хранения вооружений и боеприпасов. Одним из первых и самым знаменитым стал Арсенал в Венеции.

Из окружающей застройки Арсенал выделялся глухими, почти крепостными стенами и полной изоляцией от окружающего мира – таким этот памятник архитектуры выглядит и в наши дни. Эта концепция оказалась настолько удачной, что архитектуру арсенального типа начали внедрять для армейских объектов по всей Европе.

В Москве Арсенал (он же Цейхгауз) был заложен Петром I в 1701 году. Его особенность была в том, что здание защищалось основными кремлевскими стенами, а значит, не нуждалось, как венецианский прообраз, в дополнительной крепостной защите. Остальные же элементы специфической армейской архитектуры здесь уже проявлены: мощные стены с малой площадью остекления, замкнутый внутренний двор, ограниченное число входов и выходов. Эту концепцию «городской крепости» поддержали все, кто достраивал и восстанавливал Арсенал после многочисленных катаклизмов.

Сразу несколько «городских крепостей» следующего поколения появились в Москве в конце XVIII века – Екатерининские, Спасские и Покровские казармы. Их строительство было вызвано реформой армейской логистики: до перехода на казарменное положение армейские и гвардейские части, квартирующие в Москве, имели право постоя в домах обывателей, причем всех сословий. Строительство казарм продолжалось весь XIX век. Сейчас в качестве объектов культурного наследия сохраняются Красные (Красноказарменная ул.), Хамовнические (Комсомольский проспект), Фанагорийские (Бауманская ул.), Петровские (Петровка), Крутицкие (Арбатецкая ул.) и некоторые другие. Построенные Василием Стасовым в середине позапрошлого столетия Провиантские склады — тоже армейский объект – реализовали «арсенальные» принципы уже на другом уровне. Сейчас в этом впечатляющем здании размещается Музей Москвы.

А во многих казармах до сих пор находятся армейские учреждения – ведь концептуально эти «городские крепости» не устарели. Другие же перепрофилированы, например, под банки: этим учреждениям также не мешает секретность и укрепленность.
Армейские здания нового поколения появились в Москве уже в бытность ее столицей СССР: это вначале комплекс Военной академии имени Фрунзе на Девичьем поле (1932–1937), Наркомат обороны на Гоголевском бульваре (1934–1938) – оба построены по проектам Льва Руднева. А уже после Великой Отечественной войны, в 1951 году, завершили «третий дом» Министерства обороны, нынешнее главное здание этого ведомства, на Фрунзенской набережной. Тому же Льву Рудневу здесь ассистировали Владимир Мунц, Виктор Асс и другие.

Удивительно, но при совершенно ином архитектурном стиле концептуально эти здания оказались теми же самыми «городскими крепостями», минимально сообщающимися с внешним миром. Это же можно сказать и о комплексе Генштаба на Арбатской площади (М.В. Посохин, 1979–1987). Видимо, такой пространственный подход настолько органичен для армейских объектов, что и будущие здания военного ведомства в Москве будут организованы примерно так же. Все во имя безопасности – армии и страны.