Виллами по воде
Целые поселения прямо в акваториях Пестовского, Клязьминского и Химкинского водохранилищ появятся в ближайшие несколько лет. Российско-датская компания Houseboat планирует запуск инновационного для Москвы девелоперского проекта — поселков на воде. Так называемые хаусботы полностью автономны и нередки для приморских городов. Однако выживет ли такой проект вдали от крупных морей?
Хаусбот — это именно дом на воде, прибрежная инфраструктура для него будет минимальна: парковка и электросеть, к которой владелец может подключаться на свое усмотрение. Не стоит путать его с дебаркадером, который перемещается буксиром и в целом является скорее стационарной конструкцией. То, что предлагает девелопер, — фактически яхта, на самообеспечении и с запасом автономного хода до 1500 километров на бензиновом или дизельном двигателе. Представители Houseboat утверждают, что этого достаточно, чтобы дойти от Химок до, например, Астрахани.
Компания считает целевой аудиторией своего проекта владельцев и топ-менеджеров бизнеса, в том числе малого. То есть тех, кто рассматривает квартиру на окраине Москвы или в ближайшем Подмосковье за 12-15 миллионов рублей. «Мы предлагаем альтернативу: вместо квартиры без отделки — плавучий дом, уже не 60-70 кв. метров, а от ста, и уже с отделкой, но без мебели. Цена начинается примерно с 15,5 миллиона рублей», — рассказала генеральный директор Houseboat Екатерина Карсакова.
При этом чтобы стать владельцем хаусбота, понадобится его регистрация в ГИМС и получение прав на маломерное судно. Налог, которым облагается «движимая недвижимость» — транспортный. Кроме того, стоимость причала, по заявлениям авторов проекта, будет находиться на уровне 30-40 тысяч рублей в месяц. Это вдвое-втрое дешевле, чем стоянка яхты, но сопоставимо с арендой небольшой квартиры за пределами Третьего транспортного кольца.
Хаусбот предназначен для использования на реках и озерах, может выдержать волны высотой до полутора метров. Морские решения дороже примерно на четверть. При этом конструкция платформы позволяет вмораживать судно в лед на зиму, а надежная эксплуатация гарантирована при температурах от -40 до +40.
У такого формата недвижимости есть будущее, но есть и ограничения, считает руководитель аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов. Эксперт напомнил, что в водохранилищах и так много плавстредств, что может снизить комфорт жилья. Цена тоже важный фактор: «Стоимость этих лотов… весьма высока, за такие средства есть возможность приобрести, скажем, элитный таунхаус на Новорижском шоссе», еще и с участком земли в придачу».
В мире хаусботы — явление не уникальное. Настолько, что их количество исчисляется сотнями тысяч, если не миллионами.
Пожалуй, столицей хаусботов можно назвать Амстердам. В столице Нидерландов пришвартовано не менее 10 тысяч плавучих домов. При этом драйвером роста этого сегмента недвижимости стали два фактора: дороговизна капитального строительства на болотистых амстердамских землях и Вторая мировая война, оставившая без жилья огромное количество людей. Тогда голландцы подбирали списанные лодки, швартовали их в Амстердаме и обустраивали там свой быт. Комфортным это жилье назвать сложно: пара небольших комнат, крошечная душевая. Летом жарко, зимой — холодно. Первые люди селились туда от безысходности. Сегодня же жилые лодки — одна из главных достопримечательностей города, очень дорогая и престижная недвижимость. Мэрия строго регламентирует внешний вид лодок, расстояние между ними, периодичность ремонтных работ. Более того, кроме собственности на хаусбот нужна еще и лицензия на его швартовку.
В начале 2010-х в городе появился целый район Айбург, состоящий из современных плавучих домов. Они куда комфортабельнее, чем старые баржи, оборудованы причалами для небольших лодок, а неподалеку работает общественный транспорт. Плавучие дома вполне заменяют обычное жилье.
Американцы славятся своей любовью к домам на колесах, но о плавучих домах упоминания встречаются куда реже. Хотя их количество в стране, по ряду оценок, достигает миллиона. Первые плавучие дома в стране появились в 1905 году, к 30-м годам их стало порядка двух тысяч. Американский хаусбот с самого начала был больше похож на дом, чем на яхту. Со временем плавучие дома стали важной частью досуга в США, фактически являясь аналогом дачи: на уик-энд семья грузит свой хаусбот на трейлер и отправляется в путешествие на ближайшее озеро. Поэтому за привлекательным дизайном американцы не гонятся, иногда собирая хаусбот и вовсе из подручных материалов.
Роскошь и китч Ближнего Востока наложили свой отпечаток и на проект плавучих вилл в Дубае. Дома оборудованы террасой на крыше, просторным первым этажом и даже одним подводным с панорамным остеклением. Гость может проводить время в гостиной, вместо телевизора глядя на рыб, ютящихся за окном. При этом дома спроектированы и размещены так, что перед окном — искусственный коралловый риф со всем разно-
образием его обитателей. Кроме того, хаусбот снабжен огромной террасой с лежаками для желающих позагорать. Дом полностью автономен, его обслуживание в год стоит порядка 30 тысяч долларов. Цена покупки — 2,7 млн долларов за дом с одной спальней и 3,5 млн — с двумя.
В России есть и свой Амстердам, он же — Северная Венеция, он же — культурная столица. Речь, разумеется, идет о Санкт-Петербурге. Конечно, там не так распространены дома на баржах, несмотря на обилие каналов, но есть один прецедент: хостел, расположенный на списанном теплоходе, пришвартованном неподалеку от метро.
Однако ценник на услуги такого хостела хоть и не дубайский, но в несколько раз выше, чем в обычном петербургском хостеле.