Транспортно-выгодные узлы - Московская перспектива

Транспортно-выгодные узлы

Транспортно-выгодные узлы
Транспортно-выгодные узлы
В ближайшие полтора года инвесторам предложат более 30 проектов ТПУ

В последние годы отмечается высокий интерес инвесторов к проектам транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), возводимых в российской столице. Эти объекты становятся настоящими драйверами для развития районов города. Аспекты комплексного развития территорий и способы решения транспортных проблем обсуждались на XXII Международной инвестиционной выставке Expo Real в Мюнхене.

Ключевой задачей программы строительства ТПУ в мегаполисах мира, в том числе и в Москве, является интеграция всего разнообразия городского транспорта в единую и понятную сеть, то есть создание условий для беспрепятственной комфортной и быстрой пересадки с одного вида транспорта на другой. Однако помимо пересадочной функции благодаря ТПУ в городе решается проблема моноцентричности, следствием чего является маятниковая миграция: утром значительная часть населения спальных районов устремляется в центр города на работу, а вечером проделывает обратный путь. Строительство коммерческих объектов в составе транспортно-пересадочных узлов как раз и отвечает сверхзадаче градостроительного развития – децентрализации Москвы. При совмещении в них транспортной составляющей с коммерческой, при наполнении их офисами, магазинами, объектами развлечений и услуг в районах создаются новые точки притяжения и центры деловой активности. Реализованные сегодня проекты ТПУ позволят создать более 19 тысяч рабочих мест, причем не в центре, а в срединных или окраинных районах, которые ранее почти не вовлекались в деловую жизнь города.

Как отметил первый заместитель генерального директора по девелопменту АО «Мосинжпроект» (городской холдинг – оператор программы строительства ТПУ) Альберт Суниев, эта программа дает колоссальный экономический эффект для всего города. Транспортно-пересадочные узлы – это серьезный драйвер для развития того района, где они появляются. «Строительство ТПУ непременно сказывается на развитии территорий – туда приходят новые инвестиции, которые эффектом домино дают старт развитию всей окружающей инфраструктуры.  Равно как с увеличением привлекательности района растет и капитализация жилья. То есть наличие ТПУ сказывается не только на комфорте жителей прилегающих территорий, но и на их благосостоянии», – отметил Суниев.

Альберт Суниев
Альберт Суниев
генеральный директор АО «УЭЗ» и замдиректора по девелопменту «Мосинжпроект»
«Мы, конечно, допускаем и даже приглашаем представителей международного бизнеса к участию в торгах и реализации проектов в составе ТПУ. Скажу больше – ряд иностранных компаний проявляют предметный интерес к некоторым проектам.»

Кроме того, программа отражается и на экономике всего города. Реализация ТПУ приносит значительный доход в городской бюджет за счет объектов, которые застройщики передают Москве в пользование или в собственность, а также за счет налоговых отчислений и арендных платежей за пользование земельными участками на время строительства. Все это – огромные поступления в казну. Стоит отметить, что уже «расторгованные» проекты принесли городу более 33 млрд рублей – это почти 10% совокупного вклада, который вся строительная отрасль дает ежегодно в бюджетную систему столицы.

К настоящему времени на торгах уже реализовано 16 коммерческих объектов в составе транспортно-пересадочных узлов,  еще по одному проекту завершаются конкурсные процедуры. При этом программа набирает обороты: уже в этом году на торги будут выставлены еще 10 площадок, а в следующем – 21. При этом в составе этих проектов появится офисная, коммерческая и социальная инфраструктура общей площадью более 1,7 млн кв. метров, совокупно эти проекты позволят городу получить более 27 млрд рублей и создать около 17 тысяч рабочих мест.

При проектировании содержания коммерческой части ТПУ необходимо особенно внимательно подходить к вопросам наполнения комплекса. Для этого специалисты «Мосинжпроекта» проводят маркетинговые исследования и опросы населения, анализируют потребности жителей, проводят публичные слушания. В результате строятся именно те объекты, которых не хватает в каждом конкретном районе. Например, в районе Некрасовка москвичи обратили внимание на то, что здесь мало мест для занятий спортом. В результате после многочисленных консультаций с жителями в составе ТПУ появился спортивный кластер. Там же, в районе этого пересадочного узла, будет обустроен парк, который, несомненно, станет