Работа — дом, а дом — работа

Работа — дом, а дом — работа

Работа — дом, а дом — работа
Работа — дом, а дом — работа
Новые стандарты деловых помещений

Современный офисный рынок, как и любой сегмент коммерческой недвижимости, эволюционирует с каждым годом. Появляются новые форматы, стандарты, технологии, обеспечивающие совершенно иной уровень работы, мотивации. Растут запросы и самих арендаторов, которые устали от стандартных фанерных перегородок и хотят для себя все новое и самое лучшее. Совместить передовые веяния на рынке с ожиданиями и возможностями девелоперов пытается новый формат офисов. Главные тренды — максимально практичный функционал и «работа — как дом родной».

За последние сто лет офисы совершили настоящую эволюцию. В начале ХХ века традиционная кабинетная система сменилась шумными open-space. На смену им пришли «кубиклы», рабочие места в большом помещении, разделенные легкими перегородками. Сегодня главные тенденции — это уменьшение доли рабочего пространства и увеличение общественных зон для отдыха, общения и так далее.

Эксперты описывают этот тренд как переход от офиса «как на фабрике» к офису «как дома». 

Главное качество таких пространств — разнообразие функций, благодаря которым в офисе есть все необходимое для жизни 24 часа в сутки: общение, развлечения, образование, рекреация, отдых и даже сон.

По словам Евгении Лучицкой, представителя девелоперской компании, реализующей крупный проект в новой Москве, такие инновации пришли из IT-бизнеса. «Гиганты отрасли первыми поняли, что чем меньше офис похож на привычное рабочее место, тем больше времени сотрудники в нем проводят и, следовательно, тем выше их креативность и продуктивность», — считает она.

В крупных офисных центрах создаются футбольные и баскетбольные площадки, музыкальные мастерские и кинотеатры, массажные салоны, залы для йоги и так далее. Границы между работой и отдыхом стираются сегодня во всех традиционных сферах бизнеса. По словам руководителя департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, хорошим примером такого подхода в ТиНАО является деловой квартал Neopolis с собственным фитнес-клубом с бассейном, творческими мастерскими, салоном красоты, выставочным залом и парком. По оценкам экспертов, разнообразные общественные зоны в офисных центрах занимают 30–40% всей площади, а в некоторых компаниях доходят до 70%.

Даже небольшие проекты сегодня создаются с общественными пространствами. На прошлой неделе Москомархитектура утвердила проект трехэтажного административно-складского здания общей площадью порядка 2,6 тыс. кв. метров в поселении Сосенское. Как рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, на первом этаже будут располагаться технические и инженерные помещения, на втором — склады, на третьем — офисы. В центральной части здания планируют сделать зимний сад, который выгодно дополнит интерьер и обеспечит освещение офисных помещений. Он же сможет служить зоной отдыха, общения и альтернативным местом работы для персонала.

Согласно исследованиям, проведенным Роттердамским университетом, в среднем рабочее место сотрудника остается занятым лишь 2–3 часа в день, так как служащие проводят значительную часть времени вне его — в переговорной, на встречах с партнерами, в других помещениях фирмы, в перерывах на кофе, в командировках, на обучении, в отпуске и т.д.

Все большее количество компаний использует концепцию «гибкого офиса», в котором нет жестко закрепленных рабочих мест и сотрудники могут свободно располагаться там, где им удобно.

В таком офисе число рабочих столов часто меньше, чем персонала. Организация даже небольшого пространства позволяет человеку выбрать наиболее комфортное место в зависимости от того, чем он сегодня будет заниматься. Например, если нужно полностью сконцентрироваться — есть отдельные комнаты. Если предполагается проектная работа — подойдет стол на 2–3 человека. Для группового труда удобнее расположиться в переговорной.

При этом руководитель контролирует результат деятельности сотрудников, а не формальное присутствие в офисе с 9 до 18. При необходимости можно работать и дома, если позволяет ситуация и нет необходимости личного присутствия. Все это позитивно влияет на мотивацию и производительность, считают психологи.

Одним из примеров в Москве служит здание бизнес-школы «Сколково». Хотя основная ее миссия — это современное образование, расположенные там компании гибко используют рабочее пространство.

«Среди «гибких офисов» выделяется несколько форматов: serviced offices (предоставляются в аренду на короткие или регулируемые по запросу сроки «аренды» с возможностью быстрого изменения используемой площади), managed offices (их готовят и оборудуют под конкретного пользователя с высокой долей кастомизации) и coworking spaces (помещения, в которых в аренду предоставляются рабочие места с возможностью пользоваться общественными зонами и оборудованием). Отдельно можно выделить incubators & accelerators (помещения, предназначенные для стартапов, которые различаются по специализации)», — рассказал Павел Якимчук, директор отдела управления проектами строительства и внутренней отделки помещений крупной международной компании, работающей в сфере недвижимости.

Сегмент «гибких офисов» активно развивается. Их прирост по итогам 2017 года составил 44% (совокупный объем — 26,5 тыс. кв. метров), а по итогам 2018 года рынок увеличится еще на 60%, или на 52 тыс. кв. метров.

Теги: #Город