Проверяем, насколько станции БКЛ адаптированы для маломобильных пассажиров

Проверяем, насколько станции БКЛ адаптированы для маломобильных пассажиров

Проверяем, насколько станции БКЛ адаптированы для маломобильных пассажиров
Проверяем, насколько станции БКЛ адаптированы для маломобильных пассажиров
Столичный общественный транспорт сейчас максимально дружелюбен к тем, кто ограничен в передвижении. На сайте метрополитена станции, где человек на инвалидной коляске может передвигаться без посторонней помощи, отмечены специальными значками. Как по новому кольцу передвигаются особенные пассажиры – в репортаже «Московской перспективы».

Когда в Москве только начинали обсуждать безбарьерную среду, популярным журналистским приемом было арендовать инвалидную коляску и пригласить известного актера проехать на ней по центру города. Материал для репортажа набирался за четверть часа. За последнее время многое изменилось: от внедрения нового стандарта московских поликлиник, введения программы реновации, где невозможно утвердить проект, если он не отвечает требованиям безбарьерной среды, до оборудования новых станций лифтами. А для перемещения по неприспособленным станциям можно вызвать бесплатную группу сопровождения.

Мы не стали устраивать маскарад с фальшивыми колясочниками. Решили проверить адресно, как передвигаются те, для кого разрабатывалась безбарьерная среда. Героев нашли через социального предпринимателя Романа Колпакова, основателя службы «Инватакси». После нечастного случая Роман сам стал колясочником, в новых жизненных условиях найдя профессиональное призвание в помощи людям с ограниченными возможностями. Для них его компания организовывает перевозки на адаптированных автомобилях, а с недавнего времени проводит и экскурсии. Мы попросили Романа дать контакты кого-либо из постоянных клиентов, чтобы предложить им провести время в компании мозаичиста Марата Наби, работавшего на станции «Нагатинский Затон» и согласившегося показать и рассказать обо всех ее особенностях. Через полчаса нам позвонили из Свято-Софийского социального дома, который воспитанники и сотрудники ласково называют просто «домик».
И это действительно домик – теплый и уютный, где в любви и заботе живут дети и взрослые с особенностями развития, не имеющие собственной семьи. Это первая и единственная в России негосударственная некоммерческая организация для людей с тяжелыми множественными нарушениями, где дети-сироты и совершеннолетние воспитанники проживают в специально созданной уникальной среде, основанной на поддержке, доверии и принятии особенностей каждого. Воспитанников стараются максимально интегрировать в обычную жизнь, в том числе и обучая правилам передвижения по городу. «Мы непременно приедем! Наши девочки уже были на этой станции и делились впечатлениями. Им будет очень интересно!» – с радостью отозвались в администрации «домика».

13_2.jpg

Экскурсию на «Нагатинском Затоне» стоит начинать с улицы, показывая, как переливается на закатном солнце «хвост»-потолок из 27 тысяч золотистых чешуек. Но как туда доберутся наши экскурсанты? «Там просторный лифт, не волнуйтесь!» – ответили кураторы. К назначенному времени на тротуар выехали улыбающиеся Феруза, Катя и их сопровождающие. Вся компания вместилась в один лифт. Ферузе 17 лет, первым делом она сообщила, что окончила 7-й класс. И это большое достижение, ведь Феруза попала в «домик» девятилетней, в ее медкарте стояла пометка «необучаема». Кате 19. В «домике» она поселилась в
14 лет после смерти мамы. Скоро она окончит школу, планирует стать ветеринаром. Девушки передвигаются на инвалидных колясках, но уже неплохо ориентируются в городе – недалеко от их «домика» ходят низкопольные городские автобусы, а открытие БКЛ значительно упростило передвижение.

На платформу без проблем спустились на лифте: он действительно просторный, кнопки расположены на комфортной для колясочника высоте. Марат ждал нас у «Карася» – первого панно, смонтированного на станции. Девушкам очень понравилось, что к каждому изображению можно подъехать и потрогать его фактуру, сравнить размеры, форму, цвета и поверхность плитки. В таком формате мозаика размещена в подземке впервые – до этого ее делали на потолке или высоко на стенах. «Нагатинский Затон» является береговой станцией: рельсы расположены посередине, а платформы по краям. Когда закончилась одна платформа, Марат растерянно посмотрел на кураторов девушек – как же попасть на другой берег? Сопровождающие улыбнулись и снова показали на лифт, но уже другой – для пересадки с платформы на платформу.

Экскурсия растянулась на полтора часа. После вся компания вышла из метро и еще час гуляла по благоустроенной набережной, тоже выполненной с учетом безбарьерной среды. Фаризу привела в недоумение надпись «Собачья площадка». Девушка долго не могла поверить, что все эти лесенки, горки, полоса препятствий созданы для четвероногих, а не детей. Фариза думала, что просто ошиблись с указателем. Уставшие и довольные обратно поехали на такси: просто чтобы посмотреть на город еще и из окна автомобиля. Ведь теперь для маломобильных горожан передвижение по Москве доступно во всех форматах.