Облигации для садиков и школ - Московская перспектива

Облигации для садиков и школ

Облигации для садиков и школ
Облигации для садиков и школ
Власти обозначили механизмы, позволяющие активизировать строительство объектов социальной инфраструктуры, количество которых к 2030 году для успешной реализации жилищного нацпроекта должно вырасти как минимум на 20%. Это инфраструктурные облигации, государственно-частное партнерство и налоговые льготы. Первый механизм, как было объявлено на слушаниях в Совете Федерации, заработает уже в конце апреля – начале мая будущего года

В Москве с начала года построили уже пять объектов социальной инфраструктуры. А по итогам 2020 года застройщики сдали в эксплуатацию 73 соцобъекта, включая 22 детских сада, 14 школ, 14 объектов здравоохранения, 15 спортивных сооружений и шесть объектов культуры. Такие высокие темпы и объемы ввода делают Москву не только общероссийским, но и мировым лидером. «Уже сегодня 75% районов города обеспечено необходимыми соцобъектами в шаговой доступности от жилья. По этому показателю Москва опережает Лондон и Нью-Йорк», – отмечает глава столичного стройкомплекса Андрей Бочкарёв. Городские власти требуют от застройщиков синхронизировать ввод жилья и объектов социального назначения, чтобы жители сразу были обеспечены всем необходимым. Эта задача актуальна как для инвестиционных проектов, в рамках которых строится 80% московского жилья, так и для кварталов реновации, где предстоит построить в общей сложности 400 таких объектов.

Однако далеко не все регионы могут похвастать такими ресурсами, как столица. Во многих муниципалитетах объекты социальной инфраструктуры проектируют и строят по остаточному принципу, а при разработке проектной документации их емкость умышленно занижается. «Многие застройщики хитрят и стараются занизить численность населения в своих жилых проектах, чтобы строить соцобъекты меньшей емкости», – заявил на слушаниях в Совете Федерации, посвященных проблемам создания социальной инфраструктуры в рамках проектов жилой застройки, представитель ДОМ.РФ Андрей Балук. По его словам, повсеместной является ситуация, когда разрешительные документы выдаются на большую площадь жилья, чем это предусмотрено в проекте планировки. «Чтобы избежать дефицита соцобъектов, региональные власти должны строго контролировать соблюдение утвержденных ТЭПов», – подчеркнул Балук. По данным Комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере строительства, которые представил его председатель Ефим Басин, строящиеся в РФ жилые комплексы обеспечены детскими садами на 78%, школами – на 71%, а поликлиниками всего на 41%. При этом в ряде регионов ситуация с обеспеченностью хуже, чем усредненные показатели.

В своем выступлении Ефим Басин обозначил проблему, которая в связи с реформой долевого строительства не миновала и московских застройщиков. «С переходом на проектное финансирование усложнился механизм создания социальной инфраструктуры за счет застройщика. Банк не финансирует такие объекты, что создает препятствие для их опережающего строительства», – заявил он и при этом отметил, что парламентариям совместно с правительством необходимо законодательно определить механизмы финансирования банками таких объектов. Участники слушаний отметили, что нацпроект по жилью помимо рекордных показателей ввода предусматривает формирование комфортной городской среды. Это значит, что объем социальной инфраструктуры в течение ближайших 10 лет должен вырасти как минимум на 20%. Минстрой и ДОМ.РФ рассчитывают решить эту задачу с помощью механизма инфраструктурных облигаций. В 2021 году планируется выпуск облигаций на 30 млрд руб. Привлеченные денежные средства, по словам директора департамента жилищной политики Минстроя Ольги Корниенко, будут выдаваться на инфраструктуру для жилищного строительства и формирования городской среды на срок до 15 лет под льготную ставку. Купонный доход по таким облигациям будет обеспечиваться субсидией из федерального бюджета.

Вице-премьер Марат Хуснуллин на совещании с членами правительства, которое Владимир Путин провел 31 марта, заявил, что инфраструктурные облигации должны быть востребованы при комплексном подходе к развитию территорий в проектах, где заемщиком выступает преимущественно застройщик. По расчетам ДОМ.РФ, инфраструктурные облигации позволят улучшить экономику таких проектов на 10–15%. Также власти готовы рассмотреть возможность использования механизма ГЧП и инвестиционного налогового вычета на создание объектов социальной инфраструктуры.