Новая формула социального комфорта

Новая формула социального комфорта

Новая формула социального комфорта
Новая формула социального комфорта
Пандемия повысила интерес к теме социального обслуживания. Выяснилось, что в целом ряде стран с развитой экономикой ситуация в сфере здравоохранения и школьного и дошкольного образования далека от идеала. Как это выглядит в реальности? На этот вопрос ответило исследование авторского коллектива ГАУ НИиПИ Градплан. Выполненное по поручению Москомархитектуры, оно получило название «Градостроительные принципы нормирования уровня обеспеченности населения объектами образования и здравоохранения: зарубежный опыт».

Выпущенный Градпланом буклет с исследованием был представлен в Музее архитектуры им. Щусева. Результаты сравнительного анализа затронули ситуацию в Москве и таких городах, как Абу-Даби, Брисбен, Гонконг, Дели и Лондон. Главными для авторского коллектива стали вопросы обеспеченности жителей объектами социальной инфраструктуры, способы размещения таких объектов, их доступность, соотношение площадей участков и самих зданий. Выбор городов, с которыми проводилось сравнение Москвы, был неслучайным. Для анализа взяли мегаполисы с сопоставимыми параметрами – по плотности и численности населения, по площади города, наличию нормативов планирования и столичного статуса. Для изучения сферы образования учитывалась также доля детей от числа жителей.

Первый вывод, который сделали специалисты института, связан с тем, что законодательная система в сфере охраны здоровья и образования в российском законодательстве соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Это утверждение сложно опроверг­нуть: еще в 2018 году, согласно рейтингу The Economist Intelligence Unit, Москва занимала одну из лидирующих позиций по уровню обеспеченности объектами образования. Если учесть, что, по данным стройкомплекса города, общее число учреждений образования, возводимых в период с 2011 года до конца 2022 года, составит более 120, а медицинских – 45, то за прошедший период позиции столицы только упрочились.

Однако все познается в сравнении. В ходе исследования выяснилось, что в столице ОАЭ Абу-Даби, например, основное количество учеников – 71% – посещают коммерческие учебные заведения, бесплатное образование предоставляется лишь гражданам ОАЭ. При планировании объектов упор делается на расположение территории, типологию застройки участка, вид финансирования стройки, даже на национальный состав и демографический прогноз развития района. «Площадь государственных школ в Эмиратах больше, чем коммерческих. 30% учеников обладают пятиминутной пешей доступностью от учебных заведений, остальные добираются на транспорте», – пояснила Светлана Копнина, начальник отдела по оценке и развитию социальной инфраструктуры Градплана. На территориях школ и детских садов появляются озелененные пространства, создаются игровые зоны. Что касается клиник, то они разделяются на три типа – малые, средние и крупные. Зачастую объект большей вместимости может быть заменен несколькими с меньшим количеством мест. Норматив транспортной доступности составляет 20 минут. Объекты здравоохранения, исходя из минимальной нормы площади на одного жителя, возводят в районах с численностью населения от 2 до 6 тыс. человек. Если число жителей больше, то подбирается объект подходящей типовой вместимости.

В столице Великобритании кроме садиков есть детские центры, которые не входят в систему объектов дошкольного образования. При расчете необходимого количества детских учреждений изучается общее время, которое ребенок проводит с родителями или няней. 94% учеников Лондона посещают государственные школы. Однако в городе есть дефицит мест, поэтому при планировании объектов образования учитываются существующие школы, рядом с которыми можно построить новые корпуса. Обычно при размещении объекта образования резервируют места для дополнительных построек, поэтому площадь земельного участка рядом со школой больше, чем в Москве. Врачи в Лондоне работают как в коммерческой, так и в бюджетной медицине. Объекты первичного приема являются платными, но расходы жителей покрывает ОМС. Нормирование медучреждений определяется ежегодным рекомендуемым числом их посещений – тысяча человек. Из этого рассчитываются число и площади клиник. Размеры участка и здания не регулируются.

Количество детских садов и начальных школ в Гонконге планируется на местном уровне, средних школ – на районном. Четких правил градостроительного регулирования нет, однако есть требования по обязательному размещению образовательных объектов в составе жилых территорий, это позволяет не нормировать их доступность. Количество мест в школе зависит от того, на сколько рассчитан типовой объект. Высотность школ превышает московскую, ограниченную пятью этажами. На крыше здания могут создаваться спортивные и игровые зоны. Система здравоохранения формируется за счет размещения одной поликлиники на 10 тыс. человек. Помимо этого медпомощь предоставляется в семи медицинских кластерах разных округов. При крупных больницах создаются специализированные поликлиники. В мегаполисе не нормируется уровень территориальной доступности, а площадь участка зависит от типа объекта.

Что примечательно: в Гонконге и австралийском Брисбене системы медицинского обслуживания напоминают существовавшие в СССР, так как обязательного страхования в этих странах не предусмотрено. Жители просто приходят в государственные учреждения и получают бесплатные услуги. В Брисбене один объект образования размещается из расчета на 3 тыс. домохозяйств, он рассчитан примерно на 625 учеников, это является минимумом. Требование к планировке связано с обязательным размещением в центре района, на магистральной улице для обеспечения удобного подъезда. В школах и садиках создается большее количество озелененных пространств. Существенно отличает австралийский подход от российского то, что образовательные учреждения рассматриваются как общественные центры. В них проводятся городские мероприятия, а различные площадки используются жителями близлежащих домов. Базисный показатель для организации медуслуг – определенная численность населения и количество врачей, необходимых для их обслуживания. Площадь здания и участка также не нормируются – преобладает типовое проектирование. А вот транспортная доступность объектов здравоохранения должна составлять 5–10 км. Благодаря большей территории здесь активнее создаются озеленение и дополнительная инфраструктура.
Самая пестрая картина характерна для Дели. Дошкольное образование в этой стране не является обязательным, пребывание в детских садах осуществляется на коммерческих условиях. Площадь здания детского сада, в отличие от школы, не закреплена нормами. В строительстве преобладают типовые проекты. В Дели предусмотрены всего одна специализированная поликлиника на 100 тыс. жителей и одно учреждение первичного приема на 50 тыс. человек.

Теги: #