На службе городу

На службе городу

На службе городу
На службе городу Фото: Максим Клинский
Компания «Мосинжпроект» отмечает 60-летний юбилей

АО «Мосинжпроект» отмечает в октябре этого года 60-летний юбилей. За эти десятилетия специалистами проектного института были спроектированы десятки тысяч километров инженерных коммуникаций, тысячи километров дорог. Сегодня «Мосинжпроект» — одна из крупнейших инжиниринговых компаний страны. Задачи, которые стоят перед ней, очень масштабны — это развитие метрополитена, улично-дорожной сети, а также возведение уникальных объектов. «Московская перспектива» вспомнила историю предприятия.

В конце 50-х годов прошлого века в Москве решили застраивать периферийные районы. Городу было нужно прокладывать новые коммуникации, дороги, возводить жилые дома, детские сады, школы, поликлиники. Чтобы обеспечить строителей проектной документацией в части инженерных систем, был создан институт «Мосинжпроект». 28 октября 1958 года Исполком Моссовета подписал распоряжение о слиянии двух подразделений Главмосстроя — институтов «Мосподземпроект» и «Дормостпроект». В «Мосинжпроекте» собрались лучшие инженеры того времени.

Первым директором стал Герой Социалистического Труда Игорь Муравьёв. Под его руководством в конце 1960-х годов специалисты принимали участие в проектировании Останкинской телебашни. К слову, поначалу ее хотели строить в Черемушках — одном из самых высоких районов Москвы. Нынешняя улица Шверника на перспективном плане города того времени значилась как Телевизионная. В итоге сооружение перенесли в Останкино. Там уже были проложены дороги, а при проектировании коммуникаций сотрудники «Мосинжпроекта» сразу закладывали серьезные нагрузки, понимая, что этот объект станет стратегическим.

Тогда сформировался каркас инженерных коммуникаций для большинства районов Москвы за пределами исторического центра. 

Несмотря на то что в последующие годы неоднократно проводилась реконструкция этих магистралей, построенные с запасом, они до сих пор обеспечивают теплом и водой многомиллионный город.

Вторым руководителем «Мосинжпроекта» был Валентин Филимонов. Он принимал личное участие в разработке генеральной схемы канализации всей Москвы, за что институт получил Премию Совета министров СССР. Также под его руководством происходило проектирование объектов Олимпиады-80.

Более 20 лет возглавляла институт Светлана Панкина. При ее непосредственном участии в Москве построены сложнейшие транспортные сооружения. Например, Русаковская эстакада в составе Третьего транспортного кольца. Минимальное соотношение высоты (1,73 метра) строения к длине пролета стало рекордом не только для России — до сих пор это сооружение не имеет аналогов в Европе.

Новаторским решением «Мосинжпроекта» стало перемещение двух московских железнодорожных мостов — Андреевского и Краснолужского — с одного места на другое с сохранением этих памятников архитектуры и инженерного искусства начала XX века.

Вблизи старого Андреевского моста в рамках строительства ТТК проложили два новых: автомобильный и железнодорожный. Старый же переместили баржами на полтора километра вниз по течению.

По этой же причине в 2000 году Краснолужский железнодорожный мост был передвинут на 2,2 километра вверх по течению Москвы-реки и установлен на новом месте, соединив район Киевского вокзала с Саввинской набережной и Плющихой. Мост-памятник воссоздан на новом месте во всех деталях, включая облицовку опор старым, но хорошо сохранившимся и очищенным облицовочным камнем. Реконструированному мосту присвоено имя Богдана Хмельницкого. В 2001 году «Мосинжпроект» получил премию «Хрустальный Дедал» за разработку проекта.

В 2008 году «Мосинжпроект» возглавил Геннадий Рязанцев. В своих интервью, размышляя о проделанной работе, он в первую очередь вспоминает жилую застройку Митина, Южного Бутова, Новокосина, Жулебина, Медведкова, а также такие объекты, как парк Победы, музей-заповедник «Царицыно» и т.п.

Восемь лет назад перед Москвой встали новые задачи. На базе «Мосинжпроекта» создается инжиниринговый холдинг со 100-процентной долей города для реализации ключевых градостроительных программ Москвы.

С 2011 года «Мосинжпроект» является единым оператором развития Московского метрополитена, выступает генеральным проектировщиком и техническим заказчиком ключевых дорожных объектов Москвы — вылетных магистралей, хорд, развязок, работает над новым направлением в развитии транспортной инфраструктуры столицы — созданием транспортно-пересадочных узлов. Есть в портфеле и знаковые для столицы объекты: театр «Геликон-опера», реконструированная к чемпионату мира по футболу Большая спортивная арена «Лужники», ландшафтный парк «Зарядье», так полюбившийся горожанам и гостям столицы, и открывшийся недавно Московский концертный зал «Зарядье», который президент России Владимир Путин назвал «одним из лучших в Европе».

За последние семь лет «Мосинжпроектом» построено порядка 75 км линий метро и 36 новых станций. Эти объемы значительно превышают самые активные пятилетки строительства подземки в период СССР.

Сегодня в составе компании 80 организаций и 12 тысяч высококвалифицированных специалистов. По версии различных рейтингов, АО «Мосинжпроект» по объему реализованной продукции входит в сотню крупней- ших компаний России, международное рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») присвоило ему рейтинг качества управления на уровне А+.gq — «Очень высокий уровень качества управления». Также в 2018 году компания вошла в ТОП-250 крупнейших подрядчиков в мире в рейтинге ENR’s 2017 Top 250 Global Contractors и в ТОП-150 ведущих проектировщиков мира ENR’S 2018 Top 150 Global Design Firms.