После реставрации открылся кинотеатр "Художественный" - Московская перспектива

После реставрации открылся кинотеатр "Художественный"

После реставрации открылся кинотеатр "Художественный"
После реставрации открылся кинотеатр "Художественный"
Знаменитый кинотеатр "Художественный" открылся в столице после многолетней реставрации 9 апреля. В начале месяца открытие анонсировал программный директор кинотеатра Стас Тыркин

"Мы приложим все усилия для того, чтобы сделать этот легендарный кинозал местом кинематографической силы. Живым, актуальным, бурлящим местом, где будет показываться художественное кино, а фильмы, не имеющие отношения к «художественности», показываться не будут», - сказал Стас Тыркин.

Продажа билетов в кинотеатр началась 5 апреля в 14:00. В день открытия в «Художественном» состоится премьера фильма «Отец» Флориана Зеллера, 10 апреля известный кинорежиссер Илья Найшуллер представит отреставрированную версию фильма «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Далее зрителям покажут картины-номинанты на «Оскар» - 2021.

Экскурсии в кинотеатре будут проводиться каждые выходные. Гостям расскажут об истории и процессе реставрации кинотеатра. "Здание станет архитектурной доминантой столицы. Строителям удалось сделать все, что было задумано перед реставрацией", - сказал руководитель департамента культуры города Москвы Александр Кибовский.

В 1909 году «Художественный» стал первым московским кинотеатром, у которого появилось собственное здание, Кинотеатр открыл предприниматель Альберт Брокш, предложив зрителям «смотреть фильмы в соответствующей обстановке». Здание поражало богатым оформлением. Это была настоящая революция, поскольку прежде кино показывали в Москве в неприспособленных для просмотра помещениях.

Однако через несколько лет после открытия самый фешенебельный синематограф города уже не вмещал всех желающих. Новый владелец – режиссер Александр Ханжонков – пригласил архитектора Федора Шехтеля заняться реконструкцией здания. В результате в 1912–1913 годах эклектичный декор сменил более строгий неоклассицизм.

Долгие годы «Художественный» оставался главным кинотеатром страны, где проходили премьеры. В путеводителе по Москве 1930-х годов отмечали: «В театре 946 мест, музыкальная иллюстрация немых фильмов – оркестр, в фойе, в специальном зале через каждые 45 минут демонстрация последней кинохроники, комната матери и ребенка, читальный зал, шахматы и шашки, буфет. В летнее время в саду при театре эстрадные концерты».

Несмотря на то что в 1992 году здание было признано объектом культурного наследия регионального значения, к началу 2010-х оно находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. Большая часть декора «Художественного» не смогла пережить ХХ век, на протяжении которого кинотеатр обстреливали белогвардейские юнкера, бомбила немецкая авиация, а потом еще и перестраивали под девизом борьбы с архитектурными излишествами.

Решение о проведении комплексной реставрации исторического здания было принято правительством Москвы. Перед коллективом специалистов стояла серьезная задача не только отреставрировать памятник архитектуры, но и учесть все новейшие кинотехнологии, чтобы в здании снова можно было показывать фильмы, но уже на самом современном уровне.

По оригинальным чертежам Федора Шехтеля воссоздали внешний вид главного фасада. Раскрыли заложенные оконные проемы, восстановили исторический декор – мужской и женский маскароны, барельефы с изображением античных богов Гелиоса и Селены, а также надписи «Входъ» и – главную – «Художественный электро-театръ». На свои исторические места (с двух сторон от каждого дверного проема) вернулись изящные фонари из чугуна. Их также сделали по эскизам Шехтеля.

Особенностью пространственно-планировочной композиции главного зрительного зала является балкон, который реставраторам удалось сохранить. На столбы, его поддерживающие, вернулись гипсовые лики бога виноделия Диониса. В фойе отреставрировали сохранившийся потолочный карниз и фриз. Настоящим украшением интерьеров кинотеатра стала спроектированная Федором Шехтелем историческая лестница, облицованная светлым мрамором, которая ведет из северного фойе на балкон главного зала. Специалисты вернули ранее утраченные деревянные оконные заполнения. По фотографиям начала века воссозданы дубовые двери, восстановлен большой витраж, рядом с которым расположился задуманный архитектором фонтан.