Ключевая ставка. Как она влияет на экономику

Ключевая ставка. Как она влияет на экономику

Ключевая ставка. Как она влияет на экономику
Ключевая ставка. Как она влияет на экономику
Недавно Центральный банк (он же Банк России) огласил очередное решение по ключевой ставке – она осталась на прежнем, достаточно высоком, уровне – 16%. Как показало исследование «Коммерсанта», две трети, а если быть точным – 63% россиян не знают, что такое ключевая ставка. Актуальность этой темы подчеркивается тем фактом, что значение ключевой ставки находится на достаточно высоком уровне. Это может принести как выгоды, так и определенные сложности.

Термин «ключевая ставка» в риторике Банка России появился относительно недавно – с 2014 года с приходом нынешнего руководства ЦБ РФ. До этого регулятор предпочитал использовать термин «ставка рефинансирования», который был в обороте еще с 1990-х годов. Надо отметить, что до 2014 года данная ставка достаточно редко применялась Центральным банком в практической деятельности, разве что в период гиперинфляции 90-х. После этого, в 2000-х, она использовалась в хозяйственных договорах в основном как индикатор для начисления штрафных санкций за просрочку платежа.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Исторически ее появление относится к периоду XVII–XVIII веков, когда в странах Европы стали создаваться центральные, или эмиссионные, банки. Их основной целью в то время было печатание денег, которые до этого выпускали многие крупные частные банки. Теперь монополия на это перешла к центральным банкам. Центральные, эмиссионные или национальные (в ряде стран), банки получали доход – т.н. сеньораж в виде разницы между себестоимостью печатания бумажных денег и их номинальной стоимостью. Помимо этого центральные банки стали выполнять роль кредитора последней инстанции, оказывая помощь частным банкам в тяжелые времена, например, в случае «набегов вкладчиков» или в иных ситуациях, связанных с потерей ликвидности. Обязательства банков, а также и частных торговцев, менял и т.д. оформлялись в виде векселей – первых в истории долговых ценных бумаг. Их особенностью было то, что они по своей сути имели двоякую природу – кредитных денег и долговых обязательств, оформленных по установленной форме с обязательным заполнением вексельных реквизитов, что и отличало их от простых долговых расписок. Векселя в Европе наибольшее распространение получили в XV–XVII веках. Их роль была достаточно важна в хозяйственном обороте того времени. Так как Европа переживала период феодальной раздробленности и существовало множество городов-государств со своей валютой, ее обменом занимались купцы-менялы, прообраз банкиров того времени. А поскольку путешествовать с мешком золотых монет по дорогам того времени было небезопасно, купцы давали своим клиентам векселя, в которых содержалось обещание заплатить некоторую сумму в известном месте в известное время – обычно у контрагента данного менялы в другой стране. Вексель также выполнял роль кредитных денег – им можно было расплатиться за купленные товары, сделав передаточную надпись – индоссамент, с помощью которой все права на получение долга передавались новому лицу. Это примерно как мы расплачиваемся кредитными картами, только векселя имели возможность передавать права на получение долга неограниченному кругу лиц. Шло время, менялы стали создавать свои банки, которые также занимали деньги под выпущенные ими векселя. В случае необходимости они могли получить кредит центрального банка. Это дало название «учетная ставка» центрального банка, которая со временем трансформировалась в ставку рефинансирования, или ключевую ставку.

ЗНАЧЕНИЕ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ В ЭКОНОМИКЕ
Ключевая ставка – это своеобразный «барометр» всех кредитных продуктов в стране. Она также определяет ставки доходности по депозитам кредитных организаций, ставки по фондам денежных рынков и т.д. Но дело не только в этом. Процентная политика Центрального банка – важная составная часть денежно-кредитной политики, которая направлена на поддержание стабильных темпов экономического роста, удержание инфляционных процессов на уровне целевых значений (таргета) при оптимальных размерах занятости. Это непростая задача, так как зачастую рост экономики сопровождается всплеском инфляции, хотя обычно при этом увеличивается занятость.

Сейчас процентная политика и установление ключевой ставки Банком России нацелены на снижение темпов инфляции, уровень которой, согласно данным Росстата, на февраль 2024 года составил 7,69%. Все понимают, что такие высокие показатели ключевой ставки не способствуют экономическому развитию, ведь кредиты предприятиям обходятся слишком дорого, а без кредитов никакой сектор экономики развиваться не сможет. Многие эксперты полагали, что на прошедшем заседании совета директоров Банка России будут озвучены примерные сроки снижения ключевой ставки. Однако темпы инфляции за последние месяцы не снижаются. Если в декабре 2023 года инфляция достигала 7,42% и ставка выросла до 16%, то в январе темпы инфляции составили 7,44%, а в феврале 2024 года – 7,69%. Очевидно, что дальше Центробанку надо применять другие инструменты денежно-кредитной политики по снижению инфляции – увеличение нормы обязательных резервов кредитных организаций, операции на открытом рынке по связыванию денежной ликвидности и т.д.

Такой тип денежно-кредитной политики Центрального банка называется жесткой, или «ястребиной». Ее главная цель – обуздать инфляцию. И наоборот, если Центральный банк пытается остановить разворачивающиеся в экономике кризисные явления, как, например, во время пандемии COVID-19, то он переходит к «голубиной», или мягкой, денежно-кредитной политике, когда ключевая ставка снижается, кредит дешевеет, регулятор впрыскивает в денежную систему ликвидность путем покупки у коммерческих банков государственных облигаций, оказания денежной помощи населению и другими путями.

ВСПЛЕСК ИНФЛЯЦИИ ПОСЛЕ 2020 ГОДА
Не только в России, но и во всем мире после локдаунов и перестройки логистических цепочек поставок товаров наблюдается усиление темпов инфляции. В частности, в Европе и США она достигла рекордных значений с конца 1970-х годов. Причин было несколько. Прежде всего подорожали морские перевозки вследствие ухудшения торговых отношений между США и КНР. Повысились требования к упаковке товаров вследствие пандемии, увеличились расходы на полиэтилен и другие виды пластмасс. Выросли цены на черные металлы, а значит, подорожали арматура и другие металлоконструкции. Это рикошетом ударило по застройщикам, которые перекладывали повышение цен на плечи покупателей. В КНР это привело к банкротству крупнейшего в стране девелопера Evergrande. В России за последние три года цены на новостройки выросли на 90%, во многом за счет льготной ипотеки – иначе покупать жилье вряд ли кому под силу. Страны Евросоюза, пытаясь отказаться от импорта российского газа, нефти и нефтепродуктов, решили коренным образом перестроить свою систему поставок энергоносителей. Но если наш природный газ они получали по трубопроводам по дешевым контрактным ценам, то после введения антироссийских санкций пришлось искать поставки более дорогого сжиженного газа. Все это вызвало огромный рост расходов на строительство новой газовой инфраструктуры – терминалов для приема газа, заводов по регазификации сжиженного газа и т.д. Конечно, это ударило по многим отраслям Европы – химической, производству стекла и керамики, а также другим секторам экономики, не говоря о жилищно-коммунальных услугах. Особенно сильно это ударило по экономике Германии, одного из главных мировых экспортеров химической продукции. Зато США нашли в лице Евросоюза новый рынок сбыта своего сжиженного газа.

Все эти факторы вызвали рост инфляции. Центральные банки всего мира стали переходить к жесткой денежно-кредитной политике – повышать процентные ставки, пытаясь стерилизовать денежную ликвидность. Начиная с 2022 года ставки подняли ФРС США, Европейский центробанк, а также прочие центральные банки мира. Не остался в стороне и ЦБ РФ, поднявший ключевую ставку в прошлом году с 8,5 до 16%. Исторически это не самое большое значение ключевой ставки ЦБ. В период гиперинфляции 1990-х годов Банк России увеличивал ставку до уровня выше 200%! Правда, темп инфляции тогда достигал рекордных уровней – таковы были последствия шоковой терапии. В то время ставки по депозитам достигали 70%, а по кредитам – более 100%. Все это можно наглядно видеть на графике, составленном по данным ЦБ РФ и расчетам экспертов. Виден и рост ставки во время кризиса 1998 года, и ее снижение в 2000-х годах.