Гости из будущего

Гости из будущего

Гости из будущего
Гости из будущего
Школы-трансформеры с местами для зарядки гироскутеров

Если у детей есть возможность получить хорошее образование, то у города есть будущее. Эту мысль высказал на недавнем Московском урбанистическом форуме мэр города Сергей Собянин и подчеркнул при этом, что власти Москвы провели, по сути, революцию столичного образования. Ее идея — материальное обеспечение школьных учреждений должно стать равным, а в центре процесса обучения оказался ученик. 

Мэр напомнил, что московские школы всегда считались сильными. Некоторых директоров столичных школ знала вся Россия. В чем была проблема? «У нас было несколько десятков суперотличных школ и огромное количество тех, которые не давали качественного образования. Ни о каком равенстве и одинаковых стартовых возможностях говорить не приходилось. В большинстве школ дети изначально были обречены на то, что они будут получать более низкие возможности, более посредственное образование и соответствующие стартовые возможности в этой жизни», — отметил мэр. 

После проведения реформы столичного образования московские школьники, по оценкам международных организаций, оказались на шестом месте в мире по читательской и математической грамотности. Дан старт проекту «Московская цифровая школа», в котором могут принять участие 70 тыс. педагогов. Каждый преподаватель может загрузить свой сценарий урока, а любой начинающий учитель воспользоваться им. За несколько месяцев на электронном ресурсе программы появились десятки тысяч сценариев уроков. Некоторые из них являются шедеврами, и ими пользуются многие учителя в школах. По сути, программа, по словам градоначальника, стала общенародным проектом. 

По данным департамента строительства города Москвы, Адресной инвестиционной программой по ГП «Столичное образование» на 2018 год было выделено бюджетных ассигнований в объеме 9605,6 млн руб. А общий объем финансирования строительства объектов образования по горзаказу с 2017 по 2019 год составит около 33 128,7 млн руб. 

В 2018 году по АИП будут введены 15 объектов образования, включая четыре школы на 3025 мест, два блока начальных классов (БНК) на 650 мест и девять детских садов. В прошлом году город ввел четыре новые школы на 4175 мест, три БНК на 1100 мест и три детских сада на 725 мест. За три года в соответствии с АИП в городе появятся десять новых школ, 14 БНК и 20 детских садов. 

Участвуют в школьном строительстве и частные компании. По данным стройкомплекса столицы, в прошлом году доля ввода социальных объектов составила 42%. Из 13 школьных зданий пять были возведены бизнесом. А за пять лет — с 2011 по 2017 год — 29 из 80 построенных школьных учреждений были возведены инвесторами, остальные — городом.

Власти Москвы считают, что высокие требования к качеству строительства и безопасности таких объектов делают нецелесообразной реконструкцию старых школ. Все необходимые требования можно соблюсти, возводя новые корпуса образовательных учреждений. Причем новое строительство позволяет осуществлять их трансформацию: блоки начальных классов могут превращаться в детские сады. Необходимость в этом будет определяться демографическими данными, запросом со стороны жителей. В этом году возведение таких объектов с перспективой их сдачи в будущем году уже идет. Это два БНК на 300 мест в районе Южное Бутово и один в районе Куркино. Для старшей школы по новым стандартам уже ведется строительство ряда корпусов экспериментальных школ в Западном Дегунине, в Дмитровском районе, Савеловском, в Хорошево-Мневниках и в Некрасовке. Необычным в таких зданиях будет то, что внутренние их помещения можно трансформировать, менять планировки в соответствии с возникающими потребностями. Сейчас это наиболее актуально в связи с развитием таких направлений, как углубленное изучение инженерно-информационных и естественно-научных технологий, а также для проведения компьютерных самотестирований, создания площадок для групповой работы, формирования коворкингов для учителей с зонами отдыха. 

По данным Москомархитектуры, большая часть школьных объектов строится по индивидуальным проектам. Это позволяет сформировать пространства в соответствии со спецификой той или иной школы, выделить ее в окружающей застройке, сделать центром притяжения района. Один из крупных застройщиков новой Москвы рассказал в интервью нашей газете, что новые образовательные учреждения кардинально отличаются от прежних. Проекты новых школ учитывают потребности сегодняшнего общества. Так, первый этаж уже не ограничивается раздевалкой и коридором. Сюда включены зоны ожидания для родителей и даже места для зарядки гироскутеров. Оборудуя школы, инвесторы зачастую выбирают современную трансформируемую мебель, мобильные парты — их можно расставлять и в ряд, и в круг. Так получаются мини-лаборатории для уроков химии и труда. А инженерные классы, где преподаются робототехника, машиностроение, укомплектованы токарными станками с программным управлением. Таким образом, создаются не просто специализированные школы, а специализированные классы. Для множества детей это возможность раскрыть себя. 

Что касается проектов повторного применения, то в основном по ним строятся БНК при уже существующих школах. 

Самое активное строительство образовательных учреждений идет в новой Москве. По данным Москомстройинвеста, до 2021 года в деревне Столбово их появится восемь, включая и детские сады. Ранее вблизи деревни на средства инвестора была возведена школа на 1775 мест. В его актуализированных планах — строительство еще двух школ на 2625 мест площадью 36 200 кв. метров и двух образовательных комплексов в составе существующих школ. 

Как осваивать новое

Людмила Гнитеева, специалист психологического центра «Мирта»:

«Начало учебного года — это момент торжественный, но при этом и полный волнений. Волнуются все: сами школьники, их родители и педагоги. Будет справедливо сказать, что школьное обучение — это длительный и во многом непростой путь. Он часто ассоциируется с трудностями. Вот несколько идей по оптимизации «школьных будней». 

Школа, как любая часть жизни, имеет свое место и четкие временные границы. У школьников, родителей и педагогов есть фиксированное время, которое уделяется всему, что связано со школой. Это время закончилось? Значит, пришло время заняться другими вещами. 

В обучении значение имеет оценка, а не отметка. Разведем эти два понятия и получим право на ошибку, на естественную составляющую любого процесса освоения нового. Это право даст возможность пробовать и наблюдать за тем, как начинает получаться даже то, что вовсе не давалось. 

Обучение — это командная игра. В школьном обучении успех зависит и от того, насколько каждый участник хорошо играет свою роль. Важно, чтобы каждый справлялся со своими обязанностями и мог эффективно взаимодействовать с другими участниками учебного процесса. 

Сейчас строятся новые здания школ, среда обучения становится все более комфортной. Благоустройство вносит свой вклад в качество образовательного процесса, а дальше дело за нашими личными вложениями».