Десять лет перемен - Московская перспектива

Десять лет перемен

Десять лет перемен
Десять лет перемен
За прошедшие 10 лет Москва преобразилась, похорошела, превратилась в один из самых красивых, комфортных и привлекательных мегаполисов мира. Огромная заслуга в этом принадлежит столичному стройкомплексу – многочисленному отряду проектировщиков, архитекторов, строителей, инженеров и специалистов смежных профессий. Все они вкладывают свои силы и талант в реализацию проектов, направленных на развитие и повышение качества городской среды

Ключ к комфортному городу
«Одним из главных приоритетов градостроительной политики, обозначенным мэром Москвы Сергеем Собяниным еще в конце 2010 года, стало комплексное развитие мегаполиса с упором на транспортное строительство», – считает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. Именно транспортная инфраструктура является таким ключом, открывающим дверь в комфортный и удобный город, дает зеленый свет развитию столичной экономики, являясь драйвером формирования качественно новой городской среды. «На каждый бюджетный рубль, вложенный в транспортную инфраструктуру в шаговой доступности, приходится по три рубля внебюджетных инвестиций, а инвестиции – это кровь экономики города», – подчеркивает он. 

С 2011 года в Москве введено более 300 км линий метрополитена, МЦК и МЦД (из них 116,4 км – подземка). Для пассажиров открылись 145 станций и остановочных платформ, в том числе 56 – непосредственно в метро, 31 – на МЦК и 60 – на маршрутах МЦД. В результате в Москве повысился коэффициент шаговой доступности от скоростного транспорта, выросла мобильность населения, что является основными слагаемыми успешности развития любого мегаполиса. Новые станции метро, МЦК и МЦД рядом с домом получили более 4,5 млн москвичей – это свыше трети населения города. Все они стали существенно экономить время в поездках. «Мощный рывок, сделанный в метростроении, позволил снизить и нагрузку на улично-дорожную сеть, так как у многих горожан отпала необходимость использовать в качестве подъездных путей к метро автомобиль или автобус», – отмечает Андрей Бочкарёв. В итоге Москва уже шестой год подряд при сохранении высокого уровня автомобилизации (а ежегодно на столичные дороги выезжают по 250–300 тысяч новых автомобилей) не является мировым лидером по пробкам. Москва уверенно приближается к достижению поставленной мэром Сергеем Собяниным цели: увеличить к 2025 году протяженность сети метрополитена в два раза. На сегодняшний день 65% плана уже выполнено. «У 90% москвичей будет метро в радиусе не более одного километра от мест проживания, – поясняет Андрей Бочкарёв, – таким образом, будет решена колоссальная задача по транспортному обеспечению горожан и улучшению дорожной ситуации в городе». 

По хордам быстрее
За 10 лет Москве удалось войти в число мировых лидеров в сфере дорожного строительства наряду с Пекином и Нью-Йорком. Ежегодно в столице вводится в строй порядка 100 км новых дорог. С 2011 года в Москве построили 1001,8 км дорог, в том числе реконструировали 14 вылетных магистралей и 17 развязок на МКАД, возвели 291 искусственное сооружение и 245 пешеходных переходов. Реализуется масштабный проект «Хордовое кольцо» из Северо-западной хорды, введенной в эксплуатацию еще в прошлом году, двух участков Северо-восточной хорды, Южной рокады и Юго-восточной хорды. По хордам удобно пересечь Москву по диагонали, они улучшают межрайонное сообщение, снимают напряжение с основных трасс. Словом, автомобилисты могут выбирать более удобные и быстрые для себя маршруты передвижения по столице. Хордовое кольцо разгрузит улично-дорожную сеть и основные вылетные магистрали, МКАД и ТТК. Время в пути для 6,5 млн горожан сократится на 12,5%, а протяженность перегруженных участков дорог – на 12%. Благодаря завершению строительства Северо-западной хорды и вводу участков других хорд уже сегодня более 3 млн человек сократили свое время в поездках по столице, а рабочие места стали доступнее почти для 2 млн человек.

Новоселье по плану
Главным индикатором успешности развития Москвы, всей ее экономики является динамика строительства недвижимости. В последние 10 лет темпы и объемы возведения зданий и сооружений, включая жилье, социальную и коммерческую инфраструктуру для формирования рабочих мест, знаковые объекты, украсившие российскую столицу, стали одними из самых высоких в мире. Даже несмотря на ограничительные меры, вводившиеся в этом году в связи с коронавирусом, динамика остается высокой. За 10 лет в столице ввели 85,3 млн кв. метров недвижимости, в том числе 34,2 млн кв. метров современного жилья в рамках комплексной застройки городских территорий. «Примечательно, что более 90% этого рынка приходится на девелоперские проекты, что говорит о сохраняющейся высокой инвестиционной привлекательности Москвы», – подчеркивает заммэра Москвы Андрей Бочкарёв. По темпам строительства зданий российская столица за 10 лет поднялась на 4-е место в мире среди крупнейших мегаполисов, обогнав Нью-Йорк. Город последовательно решает задачу по обеспечению москвичей комфортным и доступным жильем в шаговой доступности от скоростного общественного транспорта и необходимой инфраструктуры. Самым масштабным проектом в этой связи стала стартовавшая в августе 2017 года программа реновации жилья, по итогам которой порядка миллиона москвичей улучшат жилищные условия, повысятся качество и комфорт городской среды в целом. На сегодняшний день по программе ввели в эксплуатацию 67 жилых домов, из которых 58 передано под заселение. Идет строительство еще 179 объектов, а 83 проектируется. 27 тысяч москвичей начали переселение из 183 старых хрущевок, 27 из которых уже снесены. Новоселье в более просторных квартирах, с улучшенной отделкой и характеристиками самих домов, инфраструктурой в пешеходной доступности, не меняя при этом района проживания, справили более 21 тысячи человек.

Пандемия стройке не помеха
В последние 10 лет Москва не устает демонстрировать высокие темпы развития социальной инфраструктуры. «Шаговая доступность социальных объектов – один из важнейших приоритетов политики стройкомплекса Москвы. Мы строим школы и детские сады во многих районах города, учитывая реальные потребности жителей», – поясняет Андрей Бочкарёв. Новые садики и школы в 75% столичных районов расположены сегодня в шаговой доступности от жилых домов: по этому показателю российская столица опережает и Лондон, и Нью-Йорк. С 2011 года в Москве введено в эксплуатацию 288 детских садов и 104 школы. Причем с каждым годом их сооружение становится масштабнее, а здания получают большую площадь и вместимость. Это понятно, ведь рождаемость в городе растет, а значит, растут и потребности в новых садиках и школах, возводимых по оригинальным проектам и с применением новых технологий. 

Москва также развернула беспрецедентную по масштабам программу строительства объектов здравоохранения, чтобы каждый москвич имел возможность рядом с домом получать качественные медицинские услуги, наблюдаться у специалистов любого профиля, проходить нужные обследования. За 10 лет в городе ввели 92 таких объекта, среди которых поликлиники, больничные корпуса, многопрофильные центры, станции скорой помощи. «Возведение медицинских объектов в рамках комплексного развития территорий – одна из наших стратегических задач, – отмечает глава столичного стройкомплекса Андрей Бочкарёв. – Эту программу мы не останавливали даже во время пандемии. Более того, вне годового плана и в рекордно короткий срок – всего за месяц! – построили в новой Москве современный инфекционный центр». 

Наша столица стала настоящей Меккой спорта, причем в мировом масштабе: за 10 лет город пополнился 127 спортивными объектами, среди которых такие знаковые, как реконструированный стадион «Лужники» и новый стадион «Открытие Арена» («Спартак»), ставшие главными площадками чемпионата мира по футболу 2018 года, «ЦСКА» и «Динамо», Центр водных видов спорта и Ледовая арена на «ЗИЛе», арена «Мегаспорт», реконструированный Гребной канал и другие. А прекрасный Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой в «Лужниках» получил недавно высшую архитектурную награду – MIPIM AWARDS. 

В копилке достижений столичных строителей за последнюю десятилетку и выдающиеся проекты на культурной ниве: столицу украсили обновленные театры «Геликон-опера» и «Табакерка», Театр Градского и Театр песни Надежды Бабкиной, новые сцены Театра Вахтангова и Театра имени Ермоловой, новый корпус «Et Cetera», шедевр мирового уровня – МКЗ «Зарядье», реконструированная Гнесинка. Всего с 2011 года в Москве построили и обновили 54 объекта культуры, и это не предел. Появились в городе и новые парки, общественные пространства, пешеходные зоны, без которых сегодня современную Москву представить уже невозможно. Ярчайшей жемчужиной в этом ожерелье объектов стал уникальный парк «Зарядье». Проект, реализованный силами столичного стройкомплекса, завоевал множество международных наград и призов и попал в топ-5 основных достопримечательностей Москвы. Сегодня «Зарядье» – излюбленное место прогулок горожан и туристов, вновь открывающих для себя нашу красивую, благоустроенную, опрятную и приветливую столицу, в которой удобно и комфортно жить, работать и отдыхать.