Большая архитектура - Московская перспектива

Большая архитектура

Большая архитектура
Большая архитектура
Тимур Башкаев: "Мы должны оставить следующим поколениям компактный, плотный, эффективный мегаполис, в котором создана современная, комфортная и эстетически ценная городская среда"

На завершившейся недавно международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва» Тимур Башкаев удостоился почетного звания «Архитектор года». Его творческий стиль невозможно спутать ни с чьим другим. В портфолио возглавляемого им архитектурного бюро АБТБ десятки реализованных, невероятно сложных и стильных проектов, которые сыграли значимую роль в формировании облика современной столицы. Все, за что он берется, становится любимым москвичами и гостями города.

Тимур Истанович, архитектурное сообщество признало вас архитектором года. Каким образом присуждается это звание и что оно значит для вас?
– Это очень значимое для меня событие, неожиданное и радостное. На «АРХ Москве» существует замечательная традиция присуждать звание «Архитектор года», которой уже 25 лет. А поскольку награду вручают раз в два года, ее ценность возрастает вдвое.
Важно и то, что процедура голосования, которая определяет победителя, честная и демократичная. Каждый год на «АРХ Москве» формируется АРХ каталог, в который входят лучшие архитектурные бюро и архитекторы Москвы. Они представляют на выставке свои проекты, они же и выбирают лучшего.
В том-то и состоит ценность награды, что это делают не чиновники, не заказчик, а коллеги по цеху, которые трудятся бок о бок с тобой – видят твою работу, знают, что ты собой представляешь. Их не обманешь, поскольку они разбираются во всех тонкостях архитектуры и могут профессионально оценить ее качество.
Мне кажется, что при выборе некоторую роль играет и оценка личности претендента. Для меня, например, уважение со стороны коллег, друзей и всех, кто со мной работает, имеет огромное значение. Поэтому для меня эта награда особенно ценна.

Это приятно еще и потому, что между коллегами – архитекторами существует творческая конкуренция?
– Творческая, наверное, существует. Но все же главное – это уважение, с которым мы относимся друг к другу. Мы понимаем, каких усилий стоит проект и тем более строительство того или иного здания. Это не просто рисование красивых картинок, как думают некоторые, а огромное напряжение, гигантский труд большой команды специалистов разных профессий. Поэтому с моей стороны никогда не было ни ревности, ни зависти к награжденным, а наоборот – признание и огромное уважение.

На форуме «АРХ Москва» вы выступили с лекцией «Мифы о современном городе» и привели десять примеров. Почему именно десять и по какому принципу они отбирались?
– Мифы в данном контексте – это устойчивые заблуждения, которые кажутся настолько очевидными, что люди в них искренне верят, хотя для профессионалов они остаются заблуждениями. Их довольно много. Я хотел рассказать о десяти, но в итоге остановился на двенадцати наиболее распространенных.

Какую цель вы ставили перед собой, подготавливая свое выступление? Какую мысль хотели донести до слушателя?
– Цель проста. Многие люди уверены, что они понимают закономерности развития города и хорошо в этих тонкостях разбираются. Они участвуют по этому поводу в дискуссиях, активно обсуждают градостроительные проблемы в соцсетях.
На самом деле это лишь иллюзия. Они часто ошибаются, принимая за истину далеко не очевидные вещи. В реальности все гораздо сложнее и происходит по законам, о которых обычный человек, не обладающий специфическими знаниями, даже не догадывается.
Неправильно понимая процессы развития города, они неправильно оценивают работу городских властей, архитекторов, прилагаемые ими усилия. Им кажется, что власти все делают неправильно, не в интересах горожан, а для чьей-то персональной выгоды. Таким образом, люди впадают в депрессию или становятся агрессивными, заводят себя и других людей. Это очень плохо влияет на общую атмосферу в городе. 

Поэтому жителям столицы необходимо объяснять истинное положение вещей – рассказать, как на самом деле складывается ситуация в городе и каковы закономерности его развития.
Предполагаю, что для подавляющего большинства неспециалистов это станет открытием. Надеюсь, они начнут по-другому выстраивать свои взаимоотношения с городом, больше любить его, понимать. А для нас, архитекторов, станет легче работать в мегаполисе, когда большинство жителей станет немного лучше разбираться в вопросах развития городов.

Какова, на ваш взгляд, роль транспортной архитектуры?
–Транспорт, особенно общественный, делает город и предоставляемые им услуги доступными огромному количеству людей. И чем лучше развит транспорт, тем большее количество людей имеет доступ к городу и может включаться в его работу. Это повышает конкуренцию и ускоряет общее развитие города. Взамен горожане получают более высокое качество жизни. Поэтому и жители, и город заинтересованы в увеличении количества горожан, а для этого необходимо постоянно развивать транспортную инфраструктуру.
Москва за последние восемь лет предприняла беспрецедентные усилия по развитию общественного транспорта. По сути, на наших глазах произошла транспортная революция, связанная со сменой парадигмы развития городского транспорта и передачей приоритета общественному транспорту перед личным.
Построено Московское центральное кольцо (МЦК). Огромными темпами развивается метро – меняется его подвижной состав, возводятся великолепные станции. Прокладывается Большая кольцевая линия (БКЛ). Метро превратилось в главный вид общественного транспорта.
Начата грандиозная программа по созданию Московских центральных диаметров (МЦД), которые вместе с БКЛ и МЦК создадут транспортный каркас Московской агломерации и станут залогом ее устойчивого развития.
Транспортная архитектура имеет огромное значение для города. С одной стороны, она, конечно, уступает в качестве уникальным городским объектам: музеям, театрам, но в плане формирования у жителей ощущения качества жизни в городе она стоит на первом месте. Миллионы людей каждый день проводят значительные отрезки своей жизни в транспортной системе и в транспортной архитектуре и от их качества зависит восприятие людьми уровня жизни в городе.
Я счастлив, что наше архитектурное бюро является участником этого захватывающего процесса и приложило немало творческих сил и умения, помогая городу воплощать в жизнь свои идеи.

Каковы ваши планы на ближайшую перспективу?
– Я мечтаю реализовать проект, который АБТБ делает в рамках развития МЦД-1. Причем именно в том виде, в каком он и был задуман. Чтобы были построены все запланированные областные ТПУ-вокзалы и необходимые Москве крупные транспортно-пересадочные узлы. Это очень большая задача даже в рамках такого мегаполиса, как Москва. Она подразумевает серьезные инфраструктурные изменения, вложения в обустройство прилегающих к центральному диаметру территорий.
Внутри этой задачи мне хочется довести до победного конца проект крупнейшего транспортно-пересадочного узла Петровско-Разумовская, над которым мы уже год работаем вместе с городом, с РЖД и с коммерческими инвесторами. Работе отдано много сил. В проект заложены замечательные идеи, разработан современный дизайн здания и интерьеров, используются прогрессивные технологии. И по размеру, и по значимости это будет второй по величине ТПУ после построенного ТПУ «Нижегородская».
АБТБ участвовало в разработке нескольких реальных проектов планировки территорий реновации. Некоторыми мы особенно гордимся. Вместе с крупными проектными институтами города мы заложили в них много важных градостроительных идей. Произошло переосмысление городской среды. Это большой шаг вперед для города.
Мы мечтаем воплотить наши идеи и в объемном проектировании, в дизайне домов, чтобы принципы, внедряемые на градостроительном уровне, были реализованы в конкретных зданиях.