Бездоковые велопрокаты и общественный транспорт на блокчейне: 6 трендов развития «умных» городов - Московская перспектива

Бездоковые велопрокаты и общественный транспорт на блокчейне: 6 трендов развития «умных» городов

Бездоковые велопрокаты и общественный транспорт на блокчейне: 6 трендов развития «умных» городов
Бездоковые велопрокаты и общественный транспорт на блокчейне: 6 трендов развития «умных» городов Фото: pexels
Когда на смену классическому прокату скутеров и велосипедов придет бездоковый транспорт, не нуждающийся в парковке в специально оборудованных местах, а 5G сменит бывший еще недавно передовым 4G? На эти и другие вопросы отвечаем в техно-подборке «МП»

От новых транспортных средств до продвинутых вариантов оплаты – мировые города столкнутся со значительными изменениями в ближайшие месяцы. Их легко предугадать, взглянув на то, какие тенденции были основными в последнее время. 

H1_83446_2018-04-06.jpg

1. Новые и, казалось бы, диковинные предложения мобильности

В декабре компания Илона Маска представила свой первый тестовый туннель по технологии hyperloop в Хоторне, штат Калифорния. Правда, это событие сопровождалось потоком критики, что новый вид транспорта не оправдает всю шумиху вокруг него и не поможет избавиться от пробок в Лос-Анджелесе. Будет интересно посмотреть, как далеко в своем прогрессе продвинется Маск и сможет ли он сдержать свое слово, создав высокоскоростной и дешевый транспорт. 

Между тем, ближайший год может стать прорывным для «маглева» и других железнодорожных систем, о чем «МП» писала здесь. В последние несколько лет эта технология вновь стала широко обсуждаема, став предметом для спекуляций и хайпа.

В сфере персональной мобильности 2019-й может стать годом еще более инновационных способов передвижения людей. Развитие новых электрических велосипедов набирает обороты, и ожидается, что уже в этом году они появятся на дорогах городов мира. И хотя ждать прихода летающих такси пока еще рано, 2019 год станет временем важных исследований и разработок этой технологии. 

315335_1000x691_2052_8b73edb970370047e25bc7c145bad65a.jpg

2. Продолжающаяся консолидация 

Феномен проката «бездоковых» велосипедов и скутеров был настолько успешным в 2018 году, что, после небольшого перерыва, многие компании по прокату вновь стали готовы к слияниям с более крупными игроками. 

Первым стал Uber в апреле 2018 года, когда приобрел сервис Jump примерно за $200 млн. В июле Lyft купил занимающуюся прокатом велосипедов компанию Motivate, а Ford вышел на рынок shared mobility, купив в ноябре сервис Spin. Тем не менее, тенденция к консолидации далека от завершения, поскольку компании, ориентированные на бизнес, связанный с автомобилями, стремятся еще больше влиться в рынок совместного потребления. 

В начале декабря Uber намекнул, что вскоре может совершить многомиллиардную покупку Lime или Bird, что укрепит позиции компании на американском рынке. Также вероятно, что некоторые автоконцерны, такие как GM, могут совершить свой первый набег на рынок бездоковых транспортных средств в 2019 году. Потенциал для консолидации среди операторов велосипедов и скутеров также имеется. Например, Skip и Scoot.  

216433_1000x706_2052_25381f313945168bd42d3a9cd1aed6f6.jpg 

3. Меняющееся лицо парковки 

В то время как 2018 год стал годом резкого роста популярности шэрингового транспорта в Москве и во всем мире, в ближайшие годы нас ждут новые проблемы в отношении функциональности парковочной инфраструктуры и ее эффективного использования. В интервью «Московской перспективе» сооснователь бюро AI-architects Иван Колманок сказал: «Понятно, что совсем скоро парковки для личных автомобилей в жилых кварталах будут не нужны в таком количестве – горожане пересаживаются на каршэринг». По его словам, уже сегодня архитекторы должны это учитывать в проектах жилых комплексов – «закладывать парковки для каршэринговых машин, розетки для электромобилей». 

Иван Колманок
Иван Колманок
Cооснователь бюро AI-architects
«Понятно, что совсем скоро парковки для личных автомобилей в жилых кварталах будут не нужны в таком количестве – горожане пересаживаются на каршэринг»

Такие изменения, касающиеся парковочных минимумов, уже фактически произошли, например, в Сан-Франциско. Он стал крупнейшим городом, где под конец 2018 года были отменены так называемые мандаты на парковку для новых жилых проектов.

Специалист Российского общества автомобилистов Георгий Красавцев считает, что каршэринг вряд ли разгрузит дворы города:
 
«Каршэринг – это такси, а не личный автомобиль, это такси, которое стоит дешевле, потому что человек сам себе водитель. Кроме того, каршэринг не заменяет ни общественный транспорт, ни личный. Им, как правило, пользуются люди, у которых уже есть авто. И продавать свое авто эти люди вряд ли согласятся. Рост каршеринга говорит нам только о том, что эта услуга востребована и полезна москвичам. И все. Ведь даже если каршэреринг растет (а им пользуется до 5 тысяч автомобилистов каждый день), то он пока никак не влияет на загруженность дворов. Просто потому, что личных машин в Москве несколько миллионов. И даже если каршеринг станет популярнее в несколько раз, он мало что изменит», – говорит он. 
 
По словам Красавцева, московские дворы пока загружены из-за того, что в России используются старые строительные нормативы.

autos-3291379_1280.jpg
 
«Согласно гостам, которые существуют еще с советского времени, машиноместа во дворах являются площадкой именно для временной парковки, а не для хранения авто. Поэтому они проектируются и строятся в меньшем количестве, чем надо сейчас».

Но шэринговые компании уже подхватили тенденцию. Так, компания Bird, специализирующаяся на аренде электроскутеров, заявляет, что на одном традиционном автомобильном месте может поместиться 10 скутеров. Ждать, что автомобильные парковки пропадут, не стоит, но с каждым годом они будут все больше меняться, а автоматизированные системы парковки и «умная парковка» станут более популярными. Так, например, в США недавний отчет показал, что рыночные расходы на продукты и услуги «умной парковки» вырастут на 14% и превысят $3,8 млрд к 2023 году. 

italy-3416297_1280.jpg

4. Превосходство скутера над велосипедами   

Учитывая огромную популярность скутеров по всему миру, в ближайшие годы бездоковые скутеры получат еще большую популярность, чем даже бездоковые велосипеды. Об этом говорит тот факт, что в 2018 году сразу несколько компаний высказались за разработку предложений для скутеров, тогда как велосипедам они уделили меньше внимания. 

Lyft пообещала расширить предложение скутеров на большем количестве рынков, и хотя она также представила велосипеды, компания раскрыла мало деталей о том, что она планирует с ними делать. Jump также стремится помимо велосипедов предложить еще и аренду скутеров. В то же время Spin полностью исключила велосипеды из перечня своих предложений, заменив их на скутеры.

292361_3000x2002_2052_478d1637d668ae4ea7c0b4fa67f940ce.jpg

5. Новые способы оплаты

Эпоха повсеместного использования смартфонов и уход от платежей наличными открыли новые возможности для городов в сфере способов оплаты - от транспорта до общественных работ. 

Один из авторов журнала Forbes Вишал Маррия (Vishal Marria) недавно написал: «Наступит момент, когда стоимость обслуживания инфраструктуры для поддержки транзакций с наличными станет неоправданной, что приведет к ускорению перехода к цифровым методам оплаты». Часть мировых городов начали экспериментировать с этим переходом на цифровые платежи в 2018 году, особенно в части проезда на общественном транспорте. Так, например, поступили в Вашингтоне и Лос-Анджелесе, отказались от наличной платы за проезд и в Швеции. В Москве оплата проезда на общественном транспорте пока возможна в наличной форме водителю – но только при покупке билета на 1 и 2 поездки. Хотя эта тенденция набрала силу в 2018 году, настоящим испытанием станет внедрение таких систем в 2019 году. 

Ярослав Ковальчук
Ярослав Ковальчук
Руководитель программы Urban Studies Московской высшей школы социальных и экономических наук
«Если пассажиры будут оплачивать проездной безналом, то транспорт будет меньше простаивать на остановках»

«Безналичная оплата проезда – это то, к чему сейчас идет московский транспорт, - согласен руководитель программы Urban Studies Московской высшей школы социальных и экономических наук Ярослав Ковальчук. - Первым шагом [к безналу] можно назвать продажу только разовых билетов в автобусах [на одну и две поездки]». По словам Ковальчука, наличными уже нельзя оплачивать проезд, например, в Лондоне, в скором времени на эту систему перейдут многие европейские столицы. «[Безналичная оплата] сильно упрощает жизнь, в первую очередь самим пассажирам — так же, как, например, и отмена турникетов в автобусах. Если пассажиры будут оплачивать проездной безналом, то транспорт будет меньше простаивать на остановках», - считает он.

Переход к децентрализованной экономике также продолжит быть важной темой для обсуждений в ближайшие годы. Вероятно, со временем все больше городов будут склонны к экспериментам и инновациям с использованием блокчейна, следуя по стопам таких городов, как Остин в американском штате Техас. Местные власти расширили доступ к блокчейну, чтобы повысить потенциал для транзакций с криптовалютой.

phone-1237957_1280.jpg

6. Внедрение сетей 5G

В 2018 году телекоммуникационные компании по всему миру делали осторожные шаги в направлении развертывания сетей нового поколения - 5G.  В США операторы AT&T, Verizon, T-Mobile и Sprint заявили о своих планах запуска 5G на мобильных телефонах в 2019 году. Уже сейчас Verizon начала предоставлять услугу 5G Home в некоторых городах, в то время как AT&T включила услугу 5G в 12 городах. Но пока она доступна лишь в ограниченном режиме. В Швеции за счет новой технологии удалось увеличить скорость передачи данных до 15 Гбит/с, тогда как разработчики говорят, что возможно увеличение скорости до 20 Гбит/с. В Сколково уже тестируют новую технологию, а первые коммерческие 5G сети должны начать работать в России в 2020 году. 

При участии Алексея Синякова