Архитекторы в центре зала

Архитекторы в центре зала

Архитекторы в центре зала
Архитекторы в центре зала
Кому московское метро обязано самыми красивыми станциями

Станции Московского метрополитена — признанные во всем мире архитектурные шедевры. Это настоящий подземный музей, попасть в который можно, просто купив билет на одну поездку. Каждая из 222 его станций по-своему уникальна — можно встретить элементы ампира, ар-деко, готики и, конечно, русские национальные мотивы. За красотой каждой из станций стоят люди, которые их спроектировали, именно им подземная архитектура обязана своими шедеврами. Но не многие знают имена этих специалистов.

«Комсомольская» имени Щусева

29_12_01.jpg

Наверное, в досоветской и советской архитектуре нет имени известнее в России, чем Алексей Щусев. Под его руководством созданы сотни зданий как в Москве, так и в других городах страны. Его имя носит Музей архитектуры, который, к слову, создавал и возглавлял сам Щусев. Среди работ достаточно назвать всего несколько, чтобы понять масштаб архитектора: здание Казанского вокзала, соседний Центральный дом культуры железнодорожников, гостиница «Москва», дом Наркомзема, полукруглый дом на Ростовской набережной, ну и, конечно, Мавзолей. Причем Щусев создавал как первую деревянную постройку, так и нынешнее сооружение. 

Единственная станция в Московском метрополитене, в работе над которой принимал участие Алексей Щусев, — «Комсомольская»-кольцевая. Это же и последний его проект. Объект был введен спустя три года после смерти архитектора. 

«Комсомольская» — грандиозная, помпезная, сочетающая элементы классицизма, ампира и московского барокко. Одна из авторов проекта, А.Ю. Заболотная, писала, что станция задумывалась как один из самых оживленных транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы. Эти «ворота» должны были формировать первые впечатления о Москве. 

На станции установлены 68 колонн. Как утверждает биограф Щусева, Александр Васькин, первоначально колонны станции были спроектированы тонкими, однако Щусев не согласился с этим предложением инженеров: «Мое архитектурное чувство подсказывает, что колонны должны быть толще». Он предложил увеличить их толщину до 1,5 метра. В итоге зодчий и инженеры сошлись на толщине 0,8 метра. 

Главная тема оформления станции — триумф советского народа
в Великой Отечественной войне. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней.

Подземная урбанистика Душкина

29_12_04.jpg

«Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская», 1935), «Площадь Революции» (1938), «Маяковскую» (1938), «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская», 1943), «Новослободскую» (1952) спроектировал в соавторстве с другими художниками Алексей Душкин. 

На протяжении жизни он работал во всех областях архитектуры, был специалистом в области транспортного строительства. Начало творческой деятельности связано с конструктивизмом под творческим влиянием братьев Весниных. Душкин внес новаторский вклад в метростроение, создав концепцию безоконного подземного пространства и став фактически создателем нового направления в архитектуре — подземной урбанистики. В этой области он работал более 30 лет, в том числе находясь на должности главного архитектора института «Метрогипротранс». 

Проект «Маяковской» в 1939 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Во время проведенного в 2009 году опроса москвичей она возглавила рейтинг самых красивых станций — так считают 25% опрошенных. Примечательно, что второе место заняла «Новослободская» — 10% голосов, а на третьем оказалась «Площадь Революции» — 9% голосов. Все это работы Алексея Душкина. 

Москвичи гордятся всеми станциями метро, спроектированными Душкиным. Сам он считал наиболее удачной работой «Кропоткинскую». Ее художественная выразительность достигнута путем талантливо найденных лаконичных архитектурных форм. Здесь совсем нет лишних деталей — все очень просто и строго, но в то же время изящно и красиво. 

«Кропоткинская» до настоящего времени считается классической в истории советского метростроения. За проектирование и строительство станции «Кропоткинская» Душкин получил в 1941 году Государственную премию СССР. 

Среди других работ архитектора известные градостроительные ансамбли в Москве — с высотным зданием Министерства транспортного строительства у Красных Ворот (1947–1953) и универмагом «Детский мир» на Лубянской площади (1953–1957).

Метро с шотландским акцентом

29_12_07.jpg

Архитектора шотландского происхождения Николая Колли знают в основном по автодорожным проектам. Большой каменный и Новоарбатский мосты своего рода символы транспортной системы довоенной Москвы. 

Кроме того, Колли совместно с Ле Корбюзье в 1928–1932 годах работал над проектом здания Центросоюза, а в составе команды Щусева — над Казанским вокзалом. 

Под его руководством спроектированы несколько самых первых московских станций метро: «Смоленская», «Парк культуры» Сокольнической линии, «Чистые пруды», «Павелецкая»-кольцевая. Первые три станции достаточно утилитарны, при строительстве первой очереди подземки еще не задумывались об архитектурных дворцах. Чего не скажешь о последней. Вестибюль расположен в цоколе и на первых двух этажах дома № 43/16 по Новокузнецкой улице. Это здание было построено чуть позже станции. 

Круглый эскалаторный зал перекрыт куполом, поверхность которого украшена лепными розетками, в центре — углубление синего цвета, создающее ощущение неба. На фризе — смальтовое панно на тему «Сталинский план преобразования природы». 

В основе станционного комплекса массивные кубические пилоны, которые облицованы светлым и коричневым мрамором. Светлые пилоны дополнительно декорированы геометрическим орнаментом красного с белыми включениями мрамора. 

После войны Николай Колли запомнился проектами восстановления пострадавших и разрушенных городов. В их числе Тверь, Минск и Рига.

Три десятилетия Шумакова

29_12_09.jpg

Пожалуй, нет в московском метро архитектора, спроектировавшего столько станций, сколько Николай Шумаков. Практически все объекты метро, введенные за последние 30 лет, проектировались под его руководством. Вряд ли это достижение кто-то сумеет превзойти. Во всяком случае в ближайшем будущем. 

Николай Шумаков — один из крупнейших современных российских архитекторов, специалист в проектировании подземных транспортных систем. Автор проектов около 30 станций Московского метрополитена и Бутовской линии легкого метро, а также монорельсовой транспортной системы. Среди других проектов — первый в Москве вантовый мост (Живописный мост), крупнейший в Европе аэровокзальный комплекс аэропорт «Внуково», Западный речной порт. 

Сегодня Николай Шумаков — президент Союза архитекторов Москвы и России, генеральный директор Центрального дома архитектора, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс», а также давний друг «Московской перспективы». 

Среди его недавних работ — станция метро «ЦСКА» на Большой кольцевой линии. Ее сегодня по праву считают одной из самых красивых. Потолок украсили картины, посвященные различным видам спорта Центрального спортивного клуба армии. Помимо футболистов пассажиры увидят спускающихся с неба парашютистов, спортсменов-конников и парусников.

Изображения нанесли на алюминиевые панели при помощи компьютерной цветной печати. На платформе установили бронзовые скульптуры — футболиста, баскетболиста, лыжника и хоккеиста. Высота каждой — около пяти метров. 

Впрочем, сам архитектор какие-то определенные работы выделять не любит: «Я работаю над всем метрополитеном. Не бывает такого, что над чем-то хуже, над чем-то лучше. Мне нравятся все станции: в каждую коллектив вкладывает знания, душу, профессионализм. Думаю, метро нужно оценивать в комплексе».