Арендаторы коммерческих площадей покидают центр Москвы
Арендаторы торговых помещений перебираются из центра Москвы на периферию.
По итогам третьего квартала текущего года доля свободных площадей на пешеходных улицах увеличилась с 3,8% до 4,1%, на Бульварном кольце - с 6,6% до 8%, а на центральных улицах - с 5,2% до 6,4%. Об этом пишет «РБК недвижимость».
По мнению экспертов компании Colliers International, причины такой миграции — высокие арендные ставки, «тянуть» которые оказывается не под силу большинству игроков рынка, как розничных, так и сетевых. Результатом бегства части арендаторов из центра станет развитие спальных районов Москвы, а также территорий, прилегающих к крупным транспортным хабам.
Фешн-магазины все чаще уходят в торговые центры, а операторы фаст-фуда хотят располагаться ближе к транспортно-пересадочным узлам и станциям метрополитена в спальных районах – именно там есть трафик. Банки, которые работают с физическими лицами, тоже ориентируются на станции метро в спальных районах. По данным аналитиков Colliers International, самыми популярными у арендаторов являются районы Юго-Западного, Западного, Северо-Западного и Северного округов.
По словам заместителя директора департамента стрит-ретейла компании Colliers International Ларисы Ереминой, в густонаселенных районах города, прежде всего в Новой Москве, заполнены практически все помещения. Сданы даже объекты, имеющие вход со двора. Здесь наиболее востребованы помещения площадью 200-300 кв. м, а средний ценник аренды кв. м в год составляет от 14 до 50 тыс. рублей.
В компании Knight Frank отмечают растущую активность по открытию торговых точек на территориях различных арт-пространств. В основном речь идет о брендах начинающих дизайнеров и модельеров. Кроме того, в ближайшей перспективе на прирост объема предложения окажет влияние ввод в эксплуатацию транспортно-пересадочных узлов, в составе которых планируются торговые площади, прогнозируют аналитики.
«Заведения общепита, особенно сетевой фаст-фуд, или продуктовые магазины могут развиваться как в центральных локациях, так и в спальных районах. Салоны связи, цветочные магазины, услуги также заинтересованы в любых локациях, но с высоким трафиком, то есть вблизи станций метро или крупных пересадочных пунктов», - резюмирует руководитель отдела стрит-ретейла компании JLL Екатерина Подлесных.