Долгая дорога в лесах

Долгая дорога в лесах

Долгая дорога в лесах
Долгая дорога в лесах
Что было построено в Москве при Владимире Ресине

Строительная биография Владимира Ресина насчитывает 60 лет. За это время при его непосредственном участии или под его руководством были построены тысячи объектов, их площадь исчисляется сотнями миллионов квадратных метров. И в свои 80 лет Владимир Ресин, будучи уже депутатом Госдумы, продолжает строить: он курирует программу возведения православных храмов в столице. «Московская перспектива» вспоминает ресинские стройки.

Если посмотреть на современную Москву, то примерно половина всей построенной недвижимости так или иначе связана с именем Владимира Ресина. Вот только несколько цифр: за годы, что он возглавлял стройкомплекс, в столице было возведено без малого 100 млн кв. метров жилья, почти полторы тысячи важных социальных объектов – детских садов, школ, поликлиник, больниц, сотни торговых и деловых комплексов.

На протяжении всей своей истории Москва решает проблему обеспечения жильем. Как в послевоенные годы, так и по сей день квартирный вопрос стоит довольно остро. Даже в нынешней непростой экономической ситуации спрос не ослабевает. За время работы Владимира Ресина в стройкомплексе появились целые микрорайоны: Куркино, Люблино, Сабурово, Митино, Строгино, Ясенево, Тропарево-Никулино, Северное и Южное Бутово, Крылатское, Жулебино, Марьинский парк, Кожухово. Количество людей, которые проживают сегодня в каждом из этих районов, не уступает, а порой и превосходит население многих районных и областных центров страны. Кто-то даже подсчитал, что за время руководства стройкомплексом Владимир Ресин построил жилья для 15 Архангельсков или 9 Тул. Список можно продолжить: 6 Краснодаров, 90 Анап и т.д.

Москва не только строила новое жилье, но и избавлялась от ветхого и аварийного. Именно при Владимире Ресине стартовала и успешно реализовывалась программа по сносу пятиэтажек начального периода индустриального домостроения. Первая хрущевка пошла под ковш экскаватора в 1996 году, а завершиться эта работа должна на рубеже 2016 и 2017 годов.

Развивалась транспортная инфраструктура. С 1991 по 2010 год открыли более 30 новых станций метро, свыше 60 км тоннелей. В частности, появились новая Люблинско-Дмитровская ветка, южный и северный участки Серпуховско-Тимирязевской ветки, участок Арбатско-Покровской от «Киевской» до «Митино», Филевской линии от «Киевской» до «Международной», линия легкого метро от «Улицы Старокачаловская» до «Бунинской аллеи» и другие. За это время были построены и реконструированы сотни километров дорог. Пожалуй, наиболее знаковыми для Москвы объектами стали Московская кольцевая автомобильная дорога и Третье транспортное кольцо.

МКАД существует в Москве с 1962 года. Именно тогда завершилась реализация проекта, который разрабатывался и строился еще с довоенных лет. Первоначально дорога представляла собой трассу шириной по две полосы в каждую сторону. Но свой нынешний вид она приобрела в 1999 году. Трассу полностью осветили, установили барьерные ограждения, разделяющие направления движения, расширили до 50 метров – по пять полос в каждом направлении. Реконструкция МКАД стала самым масштабным дорожным проектом, реализованным в Москве за всю историю. 109-километровая трасса «одета» в 8 млн кв. метров асфальта, на ней построили 76 мостов и путепроводов, возвели 53 пешеходных перехода, 11 тоннелей, 47 развязок.

Еще один масштабный проект – Третье транспортное кольцо. Его строительство велось в столице еще с 1960-х годов, но к началу 1990-х было возведено всего несколько эстакад и тоннелей. Основные сооружения, которые работают сегодня, появились в период с 1998 по 2005 год. В 2003-м кольцо замкнулось, а два года спустя движение по нему стало непрерывным, без светофоров.

Последним крупным объектом, который был введен в рамках строительства ТТК, стал знаменитый Лефортовский тоннель – самый длинный на сегодняшний день в столице, его протяженность составляет 3,25 км. Сооружение проходит под рекой Яузой и Лефортовским парком и имеет три полосы движения в одном направлении и четыре – в другом. Уникальна и сама конструкция. Тоннель состоит из двух направлений для движения транспорта, одно из которых залегает на глубине около 30 метров, а другое является комбинацией тоннеля и эстакады.

На 120 метров короче Лефортовского тоннеля еще одно уникальное сооружение – Северо-западный тоннель. Максимальная глубина заложения составляет 27 метров. Его главная особенность в том, что это сооружение двухъярусное. Нижний ярус предназначен для движения поездов Арбатско-Покровской линии метрополитена, верхний – для автотранспорта.

При непосредственном участии Владимира Ресина были также возведены сотни объектов, которые можно назвать уникальными. Будучи заместителем председателя «Главмосстроя», он руководил строительством 76 объектов к Олимпиаде-80. Тогда же в Москве появился первый в стране крытый стадион
«Олимпийский» на 45 тыс. мест, который мог трансформироваться в два отдельных зала; спортивный комплекс «Измайлово» с мембранной крышей толщиной всего 2 мм, которая держится без единой опоры; Гребной канал, велотрек и т.д. Проект Гребного канала в Крылатском уникален тем, что он искусственный. К Олимпиаде-80 специально проложили два русла глубиной 125 и 75 метров.

В октябре 2011 года после грандиозной реконструкции открылось историческое здание Большого театра. Работы длились шесть лет, площадь театра выросла вдвое. Сегодня он оборудован по последнему слову техники, но особого внимания заслуживают отделочные и реставрационные работы. Специалистам пришлось осваивать забытые уникальные технологии золочения, восстановления архитектурного декора из папье-маше и др.

Музей-заповедник «Царицыно» сегодня является одним из украшений столицы. Мало кто помнит, в каком запустении находился комплекс еще 10 лет назад. В ходе реконструкции экспозиционные площади музея-заповедника выросли с 900 кв. метров до 20 тыс. кв. метров, дворцовые постройки были восстановлены фактически из руин. В 2008 году реконструкция «Царицыно» завоевала премию имени Бернхарда Реммерса «За выдающиеся заслуги в реставрации и сохранении памятников архитектуры». По словам Владимира Ресина, строителям удалось всего за два года завершить 200-летний московский долгострой.
Особое место среди построенных Владимиром Ресиным объектов занимает храм Христа Спасителя. Это крупнейшая в стране церковь, рассчитанная на 10 тыс. прихожан. Высота с куполом и крестом составляет более 100 метров. Храм возведен по историческим чертежам в традициях русско-византийского стиля с применением современных технологий.

Сегодня Владимир Ресин является куратором программы строительства православных храмов. Без малого четыре года назад был заложен первый камень в основание храма в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла на Дубровке. Это стало началом огромной работы по строительству 200 храмов в столице. Сегодня в этом храме уже ведутся богослужения. Всего на сегодняшний день в рамках программы введены в эксплуатацию 11 храмов, завершено строительство еще 16 святынь и 26 находятся в работе. Многие из строящихся церквей можно назвать настоящими произведениями искусства, в их числе и храм Покрова Пресвятой Богородицы на пересечении Ясеневой и Тамбовской улиц, и храм в честь иконы Божией Матери «Воспитание», и многие другие. Архитекторы придают каждой из святынь неповторимый и запоминающийся облик. Но главные итоги программы в том, что в ее рамках сформирована и отработана поэтапная система проектирования и строительства храмов, найдены механизмы ее реализации и финансирования. Более того, возведение церковных зданий теперь закладывается в перспективные градостроительные планы, в частности, в новой Москве. В результате программа расширилась и получила дальнейшее развитие.

Теги: #