Там, за круглыми номерами

Там, за круглыми номерами

Там, за круглыми номерами
Там, за круглыми номерами
Секреты «юбилейных» станций Московского метрополитена

Вчера на Сокольнической линии открылась для пассажиров 200-я станция московского метро – «Саларьево». Весьма символично, что станция-юбиляр расположена за МКАД, на развивающейся территории новой Москвы (материал об открытии станции см. на стр. 1, 2). Сегодня мы вспоминаем и другие станции с «красивыми» (круглыми) порядковыми номерами: в их судьбах по-своему отразилась история строительства метрополитена и развития столицы.

1 Юбилей военной поры

Во время войны, несмотря на все трудности, строительство метро не останавливалось. В 1943 году были открыты станции «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»), «Новокузнецкая» и «Павелецкая»-радиаль-ная. Их ввод в эксплуатацию имел большое транспортное и политическое значение. Подземка в те дни пришла к одному из железнодорожных вокзалов столицы, к автомобильному заводу, к жилым кварталам и предприятиям Замоскворечья. При этом строительная судьба 25-й по счету станции, «Павелецкой», оказалась непростой.

Первоначальный проект станции незадолго до войны выполнили архитекторы братья Виктор и Александр Веснины. Темой оформления стал Донбасс (в этот регион отправляются поезда с Павелецкого вокзала). Станцию также предполагалось назвать «Донбасской», на эскизах мозаичных панно художник Александр Дейнека изобразил труд советских шахтеров.

Но в 1941 году металлоконструкции остались на оккупированной Украине, и проект станции пришлось срочно менять. Ее строили без центрального зала, поэтому мозаики оказались ненужными. Правда, некоторые из них удалось использовать на «Новокузнецкой».

В результате «Павелецкую» построили в «лондонском» стиле: пассажир после эскалатора попадал в небольшой зал, из которого два прохода вели на платформы. В 1948 году начали сооружать средний зал и северный выход. Об этом периоде рассказывала в мемуарах ведущий инженер Метропроекта Антонина Пирожкова: «Станция «Павелецкая»-радиальная была построена и уже эксплуатировалась, но в каком ужасном виде! Она состояла из двух боковых тоннелей с узкими пассажирскими платформами и небольшого аванзала у эскалаторов. <…> И я, и строители станции мечтали осуществить ее в задуманном ранее виде. Мы долго хлопотали и наконец с большими трудностями добились разрешения ее достроить. После войны удалось вновь заказать в Днепропетровске металлические конструкции. Достраивалась станция медленно, на протяжении нескольких лет».

Пока шли работы, открылась (1 января 1950 года) станция «Паве-лецкая»-кольцевая. Но прямой переход с нее на радиальную сдали в эксплуатацию только через пять с половиной лет. Зато он стал самым длинным переходом в московском метро.

Но и на этом приключения «Павелецкой»-радиальной не закончились. Ее достраивали, подгоняя разные части зала друг к другу, вплоть до 1959 года. А в начале 60-х, когда активизировалась борьба с культом личности, в наземном вестибюле был демонтирован барельеф с профилем Сталина. Спустя четверть века и сам этот вестибюль подвергся реконструкции: от него остался только фасад, встроенный внутрь нового здания вокзала. В итоге от первоначального облика станции «Павелецкая»-радиальная сохранились лишь старые массивные пилоны в южной части зала. Они-то и напоминают пассажирам о строительных работах военного времени.

2 Подземные излишества

Замысел протянуть линию метро к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке впервые возник еще в 30-е годы, но к открытию ВСХВ сделать это не удалось. Потом проект отложили из-за войны. И когда в 1954 году открылась обновленная и расширенная выставка, вопрос строительства метро вновь приобрел актуальность. Работы развернулись в середине 50-х, линию тянули от «Ботанического сада» (ныне «Проспект Мира»). Круглый наземный павильон конечной станции расположили недалеко от нового главного входа на выставку. Она в 1958 году официально еще именовалась сельскохозяйственной, поэтому и новая, 50-я в Москве станция при открытии получила название «ВСХВ». Спустя год, после переименования выставки, изменила имя и станция – «ВДНХ».

В те годы только сама выставка да некоторые дома по Ярославскому шоссе выглядели по-столичному. А вот Ростокино и Останкино хоть и входили в черту Москвы с довоенных лет, все еще сохраняли частично сельский, частично барачный вид. Местность, где позднее построили телебашню, в ту пору и вовсе пользовалось дурной славой, конкурируя по этой части с Марьиной Рощей. Но с приходом метро район начал преображаться. Появились новые многоэтажные дома, школы, магазины, кинотеатры. Рядом со станцией метро возник «космический городок» – Дом-музей Сергея Королева, Музей космонавтики, Аллея космонавтов, гостиница «Космос». Станция «ВДНХ» оставалась конечной на протяжении 20 лет. В 1978 году линию продлили дальше на север – в Свиблово и Медведково.

Строительство станции совпало с кампанией по борьбе с излишествами в архитектуре. И кое-что из «слишком дорогого» первоначального проекта пришлось убрать. Вместо бронзовых бра на пилонах подземного зала появились декоративные решетки с изображением цветов, от мозаик с орнаментами союзных республик (их выполнил Владимир Фаворский) проектировщики в последний момент отказались. Но и в таком удешевленном виде станция имеет вполне торжественные черты. Через 2–3 года даже и этот стиль сочтут расточительным, настанет эпоха типовых станций-«сороконожек».

3 Поэтическая чеканка

Семь станций на участке от «Таганской» до «Ждановской» (ныне «Выхино») открыли в 1966 году, через шесть лет появился отрезок «Баррикадная» – «Октябрьское поле». Соединились две части фиолетовой линии только в 1975 году. «Пушкинская» стала юбилейной, 100-й в московском метро. Ее строительство шло трудно из-за плотной застройки и обилия подземных коммуникаций. Сама площадь в то время претерпела ряд изменений: снесли «дом Фамусова» (для строительства нового здания газеты «Известия») и несколько старых малоэтажных зданий (на этом месте образовался Новопушкинский сквер). Открытия станции ждали многие москвичи – ведь это район бульваров, театров, музеев, многочисленных учреждений, жилых кварталов… «Пушкинская» оказалась самой глубокой на Таганско-Краснопресненской линии (51 метр). А ее пассажиропоток и поныне остается одним из самых высоких в московском метро.

Станцию строили в тот период, когда в метрополитен после периода художественного аскетизма вернулись индивидуальные проекты. Ну и место расположения ко многому обязывало. Своим оформлением «Пушкинская» напоминает о творчестве и страницах биографии великого поэта. На медных чеканках подземного зала – изображения Москвы и Санкт-Петербурга, Царскосельского лицея, села Михайловское, могилы поэта в Святогорском монастыре. Один выход из станции расположен непосредственно у памятника Пушкину, другой ведет к Тверскому бульвару, по которому любил гулять автор «Евгения Онегина». Позже в этом пересадочном узле появились еще две станции с литературными названиями – «Чеховская» и «Горьковская» (последнюю, впрочем, в 1991 году переименовали в «Тверскую»).

В 1979 году рядом с выходом из «Пушкинской» происходило любопытное событие: на 34 метра в сторону Садового кольца передвигали бывшее конторское здание газеты «Русское слово» – яркий памятник русского модерна (архитектор Адольф Эрихсон, эскизы фасадов – Иван Билибин, 1904 г.). Дом был передвинут без аварий и утрат. Москвичам старшего поколения эта операция напомнила о передвижении ряда зданий на той же улице в предвоенную пору. Бывшая контора издателя Ивана Сытина стала одним из последних передвинутых в столице домов.

4 У северной границы

В июле 1994 года метро пришло к северным границам города – в Алтуфьево. Одноименную станцию подземки (ставшую 150-й по счету) строили в трудных экономических условиях. Но работа, начатая во второй половине 80-х, была доведена до конца без значительных задержек. «Алтуфьево» – станция с повышенным пассажиропотоком: ведь от нее отправляются автобусы в Подмосковье, в «замкадный» столичный район Северный, а также в Бескудниково, куда нельзя добраться по железной дороге в часы перерыва электричек.

Станция не блещет богатством отделки и художественными находками. Ее технические характеристики самые обыкновенные. В первой половине 90-х метростроителям было не до изысков. «Путевые стены облицованы черным мрамором, пол выложен черным и серым гранитом. В боковых нишах свода расположены оригинальные светильники. Выходы со станции ведут через подземные переходы к пересечению Алтуфьевского шоссе с Череповецкой улицей и улицей Лескова», – читаем в справочнике метрополитена.

Альтуфьево – густонаселенный район жилых многоэтажек, включенный в состав Москвы в 1960 году. Его активная застройка началась во второй половине 70-х, тогда со стороны центра сюда провели троллейбусную линию. Но здесь, у самой границы города, ощущается близкое дыхание Подмосковья. В нескольких сотнях метров к северо-востоку от станции метро расположен Лианозовский лесопитомник. Популярностью у жителей пользуется Лианозовский парк культуры и отдыха на Череповецкой улице. Эту местность знают и любят историки архитектуры. Неподалеку от станции находится усадьба Алтуфьево – комплекс памятников зодчества XVIII–XIX веков. Еще в 1678 году думный дворянин Никита Акинфов выстроил здесь первую деревянную Крестовоздвиженскую церковь. Спустя столетие на ее месте вырос кирпичный храм в стиле барокко «иже под колоколы», сохранившийся до наших дней. Уцелели также главный усадебный дом, пивоварня, флигель с погребами. Здания не раз реконструировались в ХIХ и ХХ веках новыми владельцами – князьями Куракиными, чиновником и литератором Николаем Жеребцовым, нефтепромышленником Георгием Лианозовым (его имя унаследовал один из близлежащих районов). Кстати, железнодорожная станция Савеловского направления Марк носит имя еще одного фабриканта, владевшего землями в этой местности. Богатейшая семья обрусевших немцев Вогау–Марк построила дорогу, известную ныне как Алтуфьевское шоссе.

5 Там вдали, за рекой

Район Строгино – в своем роде северо-западное Замоскворечье: двойная излучина Москвы-реки отделяет его от центральных районов столицы. Это создает благоприятные экологические условия, но и затрудняет транспортное сообщение. В старину жители деревни Строгино сооружали наплавной мост или объезжали реку с юга, через Троице-Лыково. В 1981 году построили капитальный Строгинский мост, связавший этот район с «большой Москвой». Строгино росло и развивалось. Жители с нетерпением ждали открытия станции метро. Однако в начале 90-х темпы строительства подземки замедлились. Из-за недостаточного финансирования и повышенной технической сложности работы заморозили. Лишь через полтора десятилетия стройка возобновилась. 175-ю станцию Московского метрополитена открыли 7 января 2008 года.

Чтобы провести метро в Строгино (а затем и далее, в Митино), старый участок «Кунцевская» – «Крылатское» отсоединили от Филевской линии и примкнули к Арбатско-Покровской. «Кунцевская» же стала единственной в Москве наземной пересадочной станцией.

В архитектурном отношении станция «Строгино» решена весьма интересно. На своде размещены ниши в виде капель, которые балками поделены на более мелкие сегменты, в которых располагаются светильники. Свод окрашен в белый цвет, пол выложен светло-серым гранитом, а путевые стены оформлены темно-серым и черным гранитом. В 2008 году проект станции был удостоен архитектурной премии «Хрустальный Дедал».

Выйдя из станции и попав в классический район жилых многоэтажных домов, с трудом веришь, что еще четыре десятилетия назад здесь была самая настоящая деревня, с колхозными полями и заливными лугами. Первые упоминания о селе Строгино (вариант: Острогино) относятся к 1570-м годам. Тихую сельскую жизнь нарушило строительство канала Москва – Волга в середине 1930-х годов, когда здесь появился барачный поселок для рабочих, а берега соединила паромная переправа. В низине, образованной речной излучиной, возник затон – и по сей день излюбленное место для купания. Строительство многоэтажных домов здесь началось в 1977 году. «Деревня Строгино с ее добротными домами, садами и огородами была снесена полностью. Буквально за год на возвышении позади деревни выросли первые ряды многоэтажной застройки нового городского массива. Всего через два с половиной года после начала строительства, 29 сентября 1979 года, был выдан первый ордер на въезд в новый дом по улице Маршала Катукова, 2», – пишет историк района. Жилой массив Строгино складывался на совершенно неосвоенной ранее территории, и ничто не ограничивало здесь композиционный поиск архитекторов. А в начале ХХI века важной частью архитектурного ансамбля района стала и станция метро.

Теги: #