Эллинист с Арбата

Эллинист с Арбата

Эллинист с Арбата
Эллинист с Арбата
Культурный след Греции на московской земле

Указом президента РФ 2016 год объявлен Годом Греции в России. Уже в декабре начались мероприятия, направленные на укрепление сотрудничества между нашими странами и народами. В программе – выставки, концерты, диспуты о литературе, истории и философии. Самое время вспомнить о выдающихся «московских» греках разных поколений и о влиянии греческой традиции на архитектуру нашего города.

По мнению историков-медиевистов, греки впервые появились в Москве уже во второй половине XII века. Московская Русь и Византия тесно сотрудничали в церковной, культурной, экономической областях. «Греки были первыми священниками и церковными иерархами в Киевской Руси, с греческого языка переводились многие богослужебные книги. В русский язык прочно вошло немало греческих слов, особенно из церковной лексики. Из Византии на Русь привозили православные святыни – иконы, предметы церковной утвари. Греческая колония в Москве всегда была малочисленной, но именно греки создали в городе значительное число памятников и памятных мест», – пишет историк, председатель Московского краеведческого общества Владимир Козлов.

По его словам, русско-греческие связи активизировались в начале XIV века. Московский святитель митрополит Петр был поставлен в церковные иерархи в Константинополе греческим патриархом Афанасием II. Греком был преемник Петра – Феогност (погребен в Успенском соборе Кремля). Митрополит Фотий тоже был греком из города Пелопоннеса. Он также был погребен в Успенском соборе, а позже канонизирован Русской православной церковью. Тесно связан с греческой культурой был и святитель московский Алексий. В основанный им в 1357 году Андроников монастырь он отдал икону – дар константинопольского патриарха Филофея. Этот монастырь в целом строился как архитектурное напоминание о Царьграде.

Греческий язык и письменность знали многие московские митрополиты, священники, бояре и князья. Некоторые из них долго жили в Константинополе и других греческих и византийских городах. Греческие мастера из Византии по просьбе митрополита Феогноста расписали новый Успенский собор в Кремле, а Благовещенский собор в 1405 году расписывал живописец из Византии Феофан Грек вместе с русскими иконописцами Андреем Рублёвым и Прохором с Городца. Кистью Феофана Грека написан ряд замечательных икон, среди которых, как предполагают искусствоведы, знаменитая Богоматерь Донская, ставшая национальной святыней России. Перед нею молился Иван Грозный, отправляясь в поход на Казань. Русских людей поражали ум и образованность Феофана Грека. Его называли мудрецом и философом. Известно, что на Руси Феофан Грек принимал участие в росписи десятков церквей. К сожалению, многие его работы утрачены.

С середины ХV века неофициальная столица православного мира постепенно переносится в Москву. Московский великий князь Иван III венчался в Кремле с гречанкой Софьей Палеолог – племянницей последнего императора Византии, павшего в бою с турками. Тогда же появился заимствованный из Византии и хорошо известный нам государственный символ – двуглавый орел. Кстати, герб Москвы – Георгий Победоносец, поражающий дракона, – тоже византийского происхождения. В 1589 году по греческому образцу в Москве было учреждено патриаршество. Тогда же в Москву начали привозить иконы и части мощей почитаемых святых из разграбленного Константинополя.

Эпоха царствования Алексея Михайловича оказалась самой благоприятной для пребывания греков в Москве. Именно в ту пору, в 1654 году, в Москве появился Николо-Греческий монастырь, в котором служили греческие монахи и богослужение шло только на греческом языке. Монастырь стал своеобразным подворьем для приезжающих в Москву греческих иерархов, рядом образовался греческий квартал. В 1685 году на Никольской улице открылась школа, в которой около 200 учеников изучали греческий язык, философию, риторику. Учителями в этой школе были тоже греки – братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Вскоре школа была расширена и преобразована в Славяно-греко-латинскую академию – фактически первое в России высшее учебное заведение. Из нее в XVIII веке выросли Московский университет и Московская духовная академия.

Греческие архитектурные традиции возродились в нашем городе в последней трети ХIХ века. Именно тогда в Москву из Европы пришел стиль неогрек – попытка возвращения к классическим образцам Эллады. На некоторое время он даже вошел в моду. В стиле неогрека было построено несколько купеческих и дворянских особняков – например, усадьба Шаховских на Моховой улице, здание Купеческой биржи на Ильинке (их спроектировал архитектор Александр Каминский). На рубеже веков в греческих традициях был построен Музей изящных искусств на Волхонке. Профессор античной филологии Иван Цветаев основал его как напоминание о культурном наследии Греции и Рима. Архитектор Роман Клейн, перед тем как приступить к работе, побывал в Афинах. Весь архитектурный облик здания тщательно стилизован в античном вкусе, а залы музея заполняли подлинники и копии выдающихся древнегреческих скульптур. Музей создавался как храм для поклонения великому искусству древности.

В столице работали и другие выдающиеся ученые-эллинисты. Одним из символов российско-греческих культурных связей служит дом № 33/12 на Арбате. В этом трехэтажном здании постройки 1876 года на протяжении почти полувека жил Алексей Лосев – философ, исследователь античной культуры, автор книг «Диалектика мифа», «История античной эстетики», «Гомер», «Аристотель» и многих других. В этих стенах 12 лет назад открылась библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева». Здесь также проходят мероприятия в рамках Года Греции в России.

Теги: #