«Будущее за электронными сервисами» - Московская перспектива

«Будущее за электронными сервисами»

«Будущее за электронными сервисами»
«Будущее за электронными сервисами»
Игорь Майданов о создании Единого государственного реестра недвижимости, взаимоотношениях со столичными застройщиками и нарушениях в сфере землепользования

В гостях у «Московской перспективы» на прошлой неделе побывал глава Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Москве Игорь Майданов. Он рассказал об оказании услуг по регистрации прав на недвижимость, нарушениях в сфере землепользования, перспективах развития электронных сервисов, а также дал прогноз относительно рынка жилья.

Игорь Иванович, вы назначены руководителем Управления Росреестра по Москве в начале февраля, до этого работали на различных должностях по линии МИД РФ, были замминистра природных ресурсов и экологии, работали в коммерческих структурах. Какие задачи стоят перед вами в новой должности? 
– В первую очередь руководство Управлением Росреестра по Москве накладывает на меня очень большую ответственность. Вопросы, связанные с регистрацией недвижимости и сделок с ней, особенно в столице, – чувствительная сфера, показатель эффективности работы всей Федеральной службы и ориентир для других регионов страны. Я трудился на госслужбе в разных областях, но вопросы управления в общем-то универсальны.

Свои основные задачи в ближайшей перспективе я вижу, во-первых, в создании эффективных условий для перехода к Единому государственному реестру недвижимости, который должен появиться в 2017 году. Согласно принятому новому закону № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступающему в силу 1 января 2017 года, реестр будет содержать сведения об учтенном недвижимом имуществе на территории России, зарегистрированных правах на него, а также основаниях их возникновения и правообладателях. В рамках реализации нового закона появится информационный ресурс, который объединит в себе сведения из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН).

Во-вторых, важнейшей задачей остается совершенствование и поддержание комфортных и удобных для заявителей процедур по оказанию государственных услуг.

В-третьих, полагаю, что необходимо максимально снизить статистику обжалований решений государственных регистраторов. До сих пор нам приходится много заниматься вопросами, связанными с исками в арбитражном суде и судах общей юрисдикции, по различным аспектам работы Росреестра. При принятии решения государственный регистратор должен быть абсолютно уверен в том, что сведения, которые он вносит в реестр, достоверны. Четвертая задача – это свести к минимуму, а желательно и вовсе искоренить случаи мошенничества с недвижимостью.

По инициативе Управления Росреестра по Москве недавно состоялось совещание с представителями Московской городской нотариальной палаты. На мероприятии как раз обсуждались проблемы, с которыми сталкиваются государственные регистраторы и столичные нотариусы, в том числе случаи мошенничества с недвижимостью по поддельным документам. Как, по-вашему, можно защитить граждан от подобных действий в этой сфере? 
– Думаю, результаты нашего сотрудничества с городской нотариальной палатой можно будет увидеть уже до конца года. Государственные регистраторы управления каждый месяц направляют нотариусам около 200 запросов с просьбами проверить, не является ли тот или иной документ подделкой. В этом году благодаря таким обращениям было установлено, что в 16 случаях документы оказались фиктивными. Среди них – доверенности, свидетельства о праве на наследство по закону и завещанию, нотариальные договоры купли-продажи. Сейчас этими случаями занимаются правоохранительные органы.
У нотариусов есть Единая информационная система (ЕИС), доступ к которой для государственных регистраторов был ограничен по техническим причинам. Также при обращении к нотариусам мы часто получали односложные ответы, которые лишь позволяли узнать, было ли нотариальное действие или нет. Понять, в чем суть этого действия, было невозможно.

По итогам совещания решено предоставить регистраторам управления доступ к ЕИС, сохранив возможность обращаться напрямую к нотариусам. В первом случае сотрудники управления смогут максимально быстро получить краткий ответ, во втором – более детальную информацию, если ответ нотариуса не сможет прояснить ситуацию.

Управление Росреестра по Москве, в свою очередь, подготовит список регистраторов, которые будут уполномочены обсудить содержательную сторону документа. Соответственно нотариусы смогут давать необходимую нам информацию. Конечно, не в ущерб персональным данным граждан.

  Какие жалобы поступают в Управление Росреестра по Москве от представителей бизнеса чаще всего?  
– Представители бизнеса – это особая каста на рынке недвижимости. Здесь требуется особый подход, в первую очередь в отношении застройщиков жилья, поскольку в случае неэффективной работы учетно-регистрационной системы в конечном итоге будут страдать люди, которые не смогут вовремя оформить свои права на жилье. С весны этого года мы начали проводить регулярные встречи с застройщиками, где узнаем, с какими проблемами они сталкиваются. В основном высказываются пожелания по упрощению и оптимизации процедур государственной регистрации.

Был период, когда в территориальных приемных управления накопилось слишком много документов от застройщиков. Было принято решение об упрощении процедуры государственной регистрации. Отделу в приемной на Рубцовской набережной были даны расширенные полномочия по работе с застройщиками Москвы, и теперь они обращаются только туда. Тем самым были устранены очереди по сдаче документов. Сейчас застройщики могут подавать на регистрацию неограниченное количество пакетов документов и регистрировать разные конфигурации перехода прав: открытие адреса, сделки между физическими и юридическими лицами, дополнительные соглашения и т.д. Так что такой диалог приносит плоды: по сравнению с первым полугодием уже на сегодняшний день количество документов, принятых на государственную регистрацию от строительных компаний, выросло в 10 раз.

Что касается жалоб, то в среднем до 90% обращений и жалоб от заявителей удается решить в досудебном порядке. Для примера, за 9 месяцев 2015 года в управление поступило чуть больше 5000 обращений как от юридических, так и от физических лиц. Из них в судебном порядке разбиралось около 700 дел. За тот же период времени в 2014 году количество поступивших в управление заявлений составило около 7000. Из них в судебном порядке разбиралось также около 700 дел.

 Каким образом Управление Росреестра по Москве проверяет фактическое использование участков земли? Какие санкции за нарушения грозят юридическим лицам?  
– Для этого в управлении существует специальное подразделение – отдел государственного земельного надзора и мониторинга земель. Ежегодно отделом проводятся проверки, согласованные с прокуратурой города и другими органами надзора.

Кстати, в сентябре управление подписало соглашение с Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, которое предполагает более тесное взаимодействие наших организаций и в том числе расширяет информационное взаимодействие. Реализация положений соглашения повысит качество исполнения полномочий в контрольно-надзорной сфере, а также скорость реагирования на нарушения в области земельно-имущественного комплекса столицы.

Основные нарушения, которые характерны для Москвы, – это самострой, занятие чужих земельных участков и нарушение вида разрешенного использования. В этом году внесены изменения в Земельный кодекс, которые существенно увеличивают штрафы за нарушение земельного законодательства. Новшества затронули статьи по самовольному захвату земель, использованию участков не по целевому назначению, неисполнению требований к использованию земель. Значительно увеличились суммы штрафов, а также порядок их расчета с учетом кадастровой стоимости занимаемого земельного участка. Отмечу, что принятые законодательные меры повысили ответственность землепользователей, это привело к снижению количества выявленных нарушений в 2015 году в три раза: 225 нарушений против 780 в 2014 году. Рассчитываю, что совместная работа с Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы улучшит эту статистику.

 В прошлом году изменился порядок обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций (СРО), контроль за которым был возложен на Росреестр. Удалось уже выявить какие-либо нарушения?  
– Действительно, с июля 2014 года управление осуществляет новую функцию по контролю за информационной открытостью СРО. Согласно Кодексу об административных правонарушениях СРО несут ответственность за недостоверную или неполную информацию, размещенную на сайтах их компаний. Специалисты управления ежемесячно проводят мониторинг 19 сайтов СРО. К настоящему времени проведено 58 проверок и составлено 29 протоколов об административных правонарушениях в отношении саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Причем 26 протоколов составлено в 2014 году. То есть организации, допустив однажды какое-либо правонарушение, как правило, исправляются.
В результате вынесено пять постановлений о наложении административных штрафов, в некоторых случаях саморегулируемым организациям объявлены устные замечания.

  Новый закон о государственной регистрации недвижимости принят в окончательной редакции в последний рабочий день весенней сессии Госдумы. Что изменится для бизнеса, когда он вступит в силу с 1 января 2017 года?  
– Речь идет о федеральном законе № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ключевым положением которого является слияние двух реестров. Важно то, что предоставление документов на государственную регистрацию будет происходить независимо от того, где находится объект недвижимости. Вы сможете, например, находясь в Москве, регистрировать недвижимость во Владивостоке. Более того, вся информация, которая находится в реестре, будет храниться в электронном виде. Законом упорядочены случаи, когда регистраторы смогут приостановить регистрацию или отказать в ней. Сейчас это понятие несколько размыто. По новому закону требования к решениям по отказам-приостановкам ужесточаются. Принципиально новым станет и то, что срок приостановки по решению регистратора составит до трех месяцев, сейчас – месяц. По желанию заявителей время приостановки регистрации может доходить до 6 месяцев. Это означает, что в случае выявления оснований для приостановки или наличия оснований, препятствующих регистрации, у заявителя появится больше времени на исправление замечаний.

 Сегодня остается актуальным вопрос соотношения спроса и предложения на рынке жилой недвижимости Московского региона. Количество сделок начало сокращаться, несмотря на то что цены на недвижимость упали. Согласно данным Управления Росреестра по Москве, в январе–июле 2015 года в столице было зарегистрировано порядка 11 тыс. сделок по ДДУ, это на 9,1% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Какова, на ваш взгляд, ситуация на рынке недвижимости и чего ждать в ближайшее время?  
– Ситуация на рынке недвижимости тесно связана с экономической обстановкой в стране. Столичные застройщики тоже переживают непростые времена. Если вспомнить декабрь прошлого года, то мы наблюдали невиданный спрос на жилье в новостройках. Летом, наоборот, столкнулись со спадом активности на рынке недвижимости, но подобное явление традиционно отмечается в это время года.
Сейчас ситуация в какой-то мере стабилизировалась. В этом не последнюю роль играют меры, принятые государством. В первую очередь обеспечение гарантий по ДДУ. Осенью рынок оживился, мы фиксируем увеличение количества сделок. Считаю, что изменения в федеральный закон «Об участии в долевом строительстве», которые возлагают ответственность за предоставление гарантий дольщикам при строительстве объектов недвижимости со стороны банков, может подстегнуть спрос на недвижимость, в первую очередь в новостройках. Думаю, те, кто захочет приобрести недвижимость, будут ориентироваться в первую очередь на первичный рынок жилья.

  ФСБ предлагает запретить предоставление информации о владельцах недвижимости без их согласия кому бы то ни было, кроме государственных органов, чтобы исключить использование таких сведений в преступных целях. На ваш взгляд, такая инициатива оправданна?  
– Моя личная оценка такова, что во многих случаях закрытие информации вполне обоснованно. Поскольку статистика показывает, что некоторые недобросовестные граждане и участники рынка недвижимости действительно используют такую информацию вне правового поля

СПРАВКА 

Обращения граждан, поступившие по вопросам государственного кадастра недвижимости, чаще всего содержат просьбы о разъяснении порядка постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, об исправлении технических ошибок, оценке объектов недвижимости.
Помимо этого граждане обращаются с вопросами по землеустройству, установлению границ, мониторингу земель, о порядке возврата неправильно перечисленных госпошлин, о предоставлении копий документов и т.д.

За 9 месяцев 2015 года в Управление Росреестра по Москве поступило 5520 обращений граждан, что на 34% меньше, чем за аналогичный период 2014 года (7388).
Инспекторы земельного надзора анализируют документы, содержащие информацию об установленных видах разрешенного использования земельных участков.

Что касается внеплановых проверок, то основанием для их проведения являются обращения в органы государственного и муниципального контроля от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; информация от органов государственной и местного самоуправления, а также СМИ о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и т.д.

О ЛИЧНОМ 
 Вы говорите на таких достаточно редких языках, как урду и хинди. Почему вы их выбрали, пригодилось ли вам подобные знания? 
– Не я выбрал языки, а они выбрали меня. Это было давно, когда я поступал на восточное отделение института. Было автоматическое распределение иностранных языков, и мне достался урду. Потом я сам проявил интерес к хинди. Но судьба сложилась так, что я начал работать в африканских странах. Все началось с ошибочного распределения в африканский сектор, вместо азиатского, где мне как раз пригодились бы урду и хинди. Одним словом, пришлось переквалифицироваться в африканиста и я не жалею об этом.

  Африка вам понравилась? 
– Я провел там почти половину своей трудовой жизни. Побывал практически во всех странах, которые расположены ниже экватора. Наибольшее впечатление на меня произвел юг Африки, это особая история, климат и люди. Первое сильное впечатление на меня произвела ЮАР зимой: однажды температура ночью упала до минус 14 градусов. О ЮАР я могу бесконечно рассказывать, это очень интересная страна. Рекомендую тем, кто не был на этом континенте, не бояться слова «Африка» и обязательно туда съездить. Это – другой мир.

  Как вы проводите свободное время? 
– Люблю активный отдых на природе. Работа в Министерстве природных ресурсов открыла для меня много необычных и ранее неизведанных мест. Это Сахалин, Камчатка, Крайний Север. Удалось побывать даже на Южном полюсе. Зная, что такие места существуют, всегда хочется туда вернуться.

  Куда удается съездить, чтобы заняться своим хобби? 
– С детства ныряю в реках и озерах в европейской части нашей страны, без акваланга, но с маской и трубкой. Часто езжу в Смоленскую область, там очень чистые водоемы, например, река Угра. Кстати, там же и места боевой славы. Исследуя дно, часто нахожу свидетельства Первой и Второй мировых войн.