Киловаттный вклад в культуру - Московская перспектива

Киловаттный вклад в культуру

Киловаттный вклад в культуру
Киловаттный вклад  в культуру
На базе бывшей ГЭС-2 появится музей современного искусства

В Москве наконец-то могут появиться здания, спроектированные мэтрами мировой архитектуры. Застройщики ЗИЛа объявили о строительстве на территории бывшей промзоны музейного центра «Москва – Эрмитаж» по проекту американского архитектора Хани Рашида, а владельцы компании «НОВАТЭК» заказали реконструкцию теплоэлектростанции на «Золотом острове» создателю Центра Помпиду в Париже Ренцо Пьяно. Появление обоих проектов в нынешних экономических условиях выглядит удивительно: кризис, как правило, не способствует инвестициям в новые стройки, тем более культурного назначения.

Электростанция напротив Кремля обязана своим появлением развитию в Москве общественного транспорта. Не случайно ее первое название – Центральная электрическая станция городского трамвая. Объект начали строить в 1904 году по проекту архитектора Василия Башкирова, увлекавшегося популярным в начале прошлого века неорусским стилем, черты которого до сих пор проглядываются во внешнем облике здания, хотя многие детали, например, остроконечная башенка с часами, за минувшие 100 лет были утрачены. Историки старой Москвы утверждают, что в своем первоначальном виде комплекс сохранялся лишь до середины 1920-х годов. В последующий период к станции пристраивались новые корпуса и технологические помещения, а ее функциональное назначение и название поменялись. Под аббревиатурой ГЭС-2 объект на протяжении нескольких десятилетий обеспечивал теплом и электроэнергией центральную часть города, включая Кремль и Дом на набережной. Решение о закрытии станции было принято еще в 2006 году из-за изношенности оборудования и слишком высокой стоимости производимой энергии. Однако до прошлого года ГЭС-2 оставалась в рабочем состоянии.

«Вывод станции из эксплуатации начался в сентябре 2014 года, – рассказали «Московской перспективе» в департаменте топливно-энергетического хозяйства. – В настоящее время идет демонтаж оборудования. Электрическая нагрузка перераспределена на строящуюся рядом подстанцию «Берсеневская», а тепловая – на ТЭЦ-20 на улице Вавилова. Потребители вообще никаких изменений не заметили – как были у них свет и тепло, так и будут». Что касается ГЭС-2, то ее имущественный комплекс в ноябре прошлого года у Мосэнерго выкупили акционеры компании «НОВАТЭК» Леонид Михельсон (78,29%) и Леонид Симановский (21,71%). За станцию они заплатили 1,7 млрд руб.

Логично было бы предположить, что новые собственники захотят реализовать на базе электростанции прибыльный девелоперский проект. Однако этому мешают два обстоятельства: в 2009 году ГЭС-2 получила статус памятника регионального значения, защищающий ее от сноса и перестройки. С другой стороны, проект планировки «Золотого острова», утвержденный горадминистрацией в 2013 году, не предусматривает увеличения параметров данного объекта. Впрочем, господин Михельсон известен не только как крупный предприниматель, но и как меценат. Принадлежащий ему фонд «Виктория – искусство быть современным» с 2009 года занимается продвижением российского искусства 1990–2000-х годов на Западе, а недавно он открыл свое представительство в Венеции.

В ходе переговоров со столичной мэрией было решено, что ГЭС-2 повторит судьбу многих промышленных объектов и будет переоборудована под культурный центр, который органично впишется в уже сформированный в этой части города арт-квартал. Чуть дальше, на Берсеневской набережной, находится институт «Стрелка», совсем рядом – кинотеатр «Ударник», а оба здания Третьяковской галереи – буквально в 15 минутах ходьбы.

На прошлой неделе Сергей Собянин посетил презентацию проекта реконструкции электростанции и пообещал его инициаторам всяческую поддержку. «Здесь, на ГЭС-2, сошлись крупные городские программы. Первая связана с улучшением надежности обеспечения теплом и электроэнергией Москвы, в том числе ее центра. И вторая большая программа – это восстановление и реставрация памятников архитектуры. Мне кажется, это будет интересный проект, который позволит воссоздать утраченные элементы и сделать это пространство комфортным для москвичей и гостей столицы», – заявил мэр Москвы. К трансформации ГЭС в современное культурное пространство фонд «Виктория» привлек архитектора с мировым именем – итальянца Ренцо Пьяно. В 33 года он спроектировал Центр Помпиду в Париже и был единогласно признан звездой, с тех пор он построил десятки зданий в разных уголках мира. Несколько лет назад Ренцо Пьяно уже пытался получить заказ в российской столице, но безуспешно. Поддерживаемое городскими властями архитектурное лобби тогда резко воспротивилось амбициям титулованного иностранца. И вот теперь – новая попытка.

«Наша мастерская (Renzo Piano Building Workshop. – «МП») давно хотела построить что-нибудь в Москве. Во-первых, это город с большой историей, вовторых, важно, что мы собираемся строить на воде. Это, конечно, не море, но тем не менее. В-третьих, создавать места для людей в городе – это наша работа. Наконец, заказчик Леонид Михельсон – очень интересный человек. Он приземленный, но и мечтатель одновременно. И это важное сочетание. Все это вместе превращает ГЭС-2 в один из самых интересных проектов нашей мастерской», – заявил Ренцо Пьяно и отметил, что сейчас работает над 12 проектами в трех бюро – в Нью-Йорке, Генуе и Париже.

Историческому зданию электростанции планируется вернуть первоначальный вид: расчистить от поздних наслоений и пристроек, восстановить утраченный декор фасадов, а также изюминку здания – остроконечный шатер башенки с часами. Из общей площади комплекса 1,7 тыс. кв. метров будут выделены для образовательной функции, 9 тыс. кв. метров – для выставочной деятельности, 7 тыс. – для административных нужд (офисы, склады, вспомогательные, подсобные, технические помещения, архивы). Кроме того, планируется создать подземный паркинг площадью 11 тыс. кв. метров, а также кафе, рестораны и многофункциональный зал. «Мы хотим, чтобы это пространство 150 на 150 метров стало открытым местом для искусства, культуры, образования, чтобы люди друг с другом здесь знакомились. Здесь, кстати, есть библиотека. И вокруг будет березовая роща. Мы хотели бы, чтобы это место полюбили жители города и гости столицы», – рассказал градоначальнику Ренцо Пьяно. Свой проект он называет «фабрика света», или «волшебный фонарь»: потолки здания из стекла, весь первый этаж будет просматриваться насквозь. Ожидается, что новый музейно-образовательный комплекс станет принимать 750 тыс. человек в год. В нем создадут около 500 новых рабочих мест. Окончание работ планируется на 2018 год, однако свои затраты инвесторы не называют, ссылаясь на отсутствие расчетов. Впрочем, очевидно, что в случае с Ренцо Пьяно речь может идти о сумме с восемью нулями, причем в твердой валюте. Например, реконструкция музейного комплекса в Гарварде, по данным из открытых источников, обошлась в $350 млн.

Примечательно, что реконструкция ГЭС-2 – не единственный дорогостоящий проект в области культуры, о котором было объявлено в разгар кризиса. Группа ЛСР на прошлой неделе презентовала свои предложения по созданию на территории ЗИЛа филиала Государственного Эрмитажа. Спроектирует новый музейный комплекс чуть менее известный, но тоже дорогой американский архитектор Хани Рашид (архитектурное бюро Asymptote), а выставочными проектами займется сам Эрмитаж: предполагается, что в столичном филиале будет представлено современное искусство.