Новички вырвались в отличники - Московская перспектива

Новички вырвались в отличники

Новички вырвались в отличники
Новички вырвались в отличники
89 столичных учебных заведений вошли в топ-500 школ России

На прошлой неделе были обнародованы рейтинги лучших школ России. Москва стала абсолютным чемпионом: 89 школ вошли в топ-500. Семь столичных учебных заведений попали в топ-25. В основном это известные школы, некоторые – со 100-летней историей. По словам составителей рейтинга, треть московских победителей буквально «ворвались в него» – несколько лет назад об этих школах никто и не слышал.

Перечень лучших школ России подготовлен Московским центром непрерывного математического образования при содействии Министерства образования и науки. Представила рейтинги вице-премьер правительства России по социальным вопросам Ольга Голодец. Она же, занимая ранее должность вице-мэра столицы, инициировала составление рейтингов московских учебных заведений. Результаты столичных школ в общероссийском перечне представили в департаменте образования Москвы.

Такое масштабное исследование российских общеобразовательных учебных заведений проводилось впервые, а в Москве рейтинги школ составляются уже три года. Во всероссийском исследовании учитывались только два объективных параметра: качество образования (результаты ЕГЭ) и то, как школа развивает таланты детей (победы на Всероссийской олимпиаде). Исследовались данные за последние три учебных года.

«Мы оценивали то, как школа выполняет свою главную задачу – учит детей», – пояснил директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко. Учитывался не средний бал ЕГЭ, а количество учеников, получивших по трем предметам от 190 до 220 баллов и выше 220. Обязательным условием для попадания в рейтинг было наличие хотя бы одного победителя или призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Две московские школы, уже давно числившиеся в лидерах, – лицей № 1535 и специализированный учебно-научный центр (факультет) – школа-интернат им. А.Н. Колмогорова МГУ им. М.В. Ломоносова – возглавили топ-25 лучших школ России. Но были и неожиданные результаты. «Буквально ворвалась в рейтинг средняя школа № 179 МИОО. Она попала в топ-25 благодаря результатам, продемонстрированным в последние годы», – подчеркнул господин Ященко.

По его словам, те реформы, которые проводит правительство столицы уже 2,5 года, помогли существенно повысить качество образования в школах. Они получили хорошее финансирование, некоторые – новые здания и смогли достичь высоких результатов за короткое время. Так, господин Ященко отметил, что о 30–35 из 89 столичных школ, попавших в топ-500, еще 5–7 лет назад никто не слышал. «Есть школы, например, СОШ с углубленным изучением физики и математики № 2007, которые вообще «в чистом поле выросли», – добавил он. Очень достойно, по его словам, выступили также школы Южного Бутова. Представлена в топе и новая Москва.

По словам замруководителя департамента образования Москвы Татьяны Васильевой, основные критерии оценки школ на московском и федеральном уровнях одинаковые (в московском рейтинге их даже больше). Столичные учебные заведения, попавшие в общероссийские топ-25 и топ-500, естественно, есть и в московском рейтинге. Он также свидетельствует, что за последние три года столичные школы существенно повысили качество образования. «Многие поднялись с 800-х мест в московском рейтинге на 500-е. Более того, если в прошлом году в рейтинг лучших школ Москвы входило 300 учебных заведений, то в этом их количество увеличилось до 400. Происходит ротация и в первой двадцатке рейтинга. За 2,5 года для всех школ были созданы равные условия, значительно увеличилось финансирование. Не осталось школ, которые могли бы оправдываться тем, что им не хватает ресурсов. Конкуренция очень высокая», – пояснила госпожа Васильева.

«За 2,5 года в нашей деятельности произошел резкий скачок. Мы научились вести диалог с обществом, доносить наши идеи. Мы подробно информируем о формировании нашей образовательной политики. Наши отношения с родителями – это дорога без разделительной полосы, мы не боимся быть открытыми», – рассказала Лариса Полякова, директор школы № 962, вошедшей в топ-500. По ее словам, приоритетом стала работа с детьми с признаками одаренности. «Мы сформировали целую систему работы с ними. На протяжении последних трех лет мы добились того, что наши ребята стали с большим интересом относиться к олимпиадам. В этом году у нас в общей сложности 22 призера и победителя – это очень высокий результат», – рассказала она.

Подтвердил ее слова и Сергей Нестин, директор школы с углубленным изучением иностранных языков № 1900, которая тоже попала в перечень лучших школ России. По его словам, за последние три года в системе образования Москвы произошли серьезные изменения в лучшую сторону. Это проявилось и в новой системе оплаты труда педагогов, увеличении субсидий, возможности школам самим направлять фиксированный процент от полученных средств на укрепление материальной базы.

Еще одно нововведение – возможность объединения, создания образовательных комплексов. Так, по словам Натальи Мухиной, директора ГБОУ гимназии № 1538 (представлена в топ-500), в состав которой год назад вошла школа № 1339, присоединение расширяет возможности школы, увеличивается количество учеников, соответственно и размер субсидий. Появляется возможность предоставлять дополнительные услуги, улучшать качество образования.

«Мы работаем в новых условиях весь последний год. В 2012 году в результате реорганизации создан большой образовательный комплекс – гимназия № 1551, куда вошли собственно гимназия, 2 общеобразовательные школы и 4 детских сада. В итоге гимназия в рейтинге 100 лучших школ Москвы заняла 60-е место (в предыдущем году – 120-е), получила грант мэра Москвы II cтепени и вошла в топ-500 лучших школ России. 36 наших учеников получили более 220 баллов по трем предметам на ЕГЭ, 59 – стали призерами и победителями различных этапов Всероссийской олимпиады. Благодаря реорганизации гимназия стала многопрофильной», – рассказала директор гимназии Вера Балакирева. С 1 сентября этого года гимназия перевела в отдельное здание учащихся начальной школы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования:

– Уходит в прошлое из сознания руководителей школ некий комплекс, что за учебными заведениями с полувековыми традициями не угнаться. У меня был период, когда я жил в районе метро «Алтуфьево» и ездил на работу в школу № 57 (ст. м. «Кропоткинская», «Фрунзенская», «Спортивная»). Вместе со мной этот путь проделывал и ученик этой школы. Сейчас ситуация изменилась. Ребенку нет необходимости терять два часа на дорогу каждый день, чтобы получить образование самого высокого качества.

Светлана Баева