Из котлована вырастет парк - Московская перспектива

Из котлована вырастет парк

Из котлована вырастет парк
Из котлована вырастет парк
На месте долгостроя у Павелецкого вокзала предлагается разбить рекреационную зону и построить ТПУ

Столичные власти утвердили проект планировки территории, включающей площадь перед Павелецким вокзалом и прилегающие к ней улицы. На прошлой неделе проект прошел публичные слушания, но приступить к строительству транспортно-пересадочного узла (ТПУ) можно будет только после изъятия участка с котлованом у его нынешнего собственника. По оценкам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, размер компенсации может превысить 1 млрд рублей.

История освоения площади перед Павелецким вокзалом тянется уже почти 10 лет. После строительства первого подземного торгового центра у стен Кремля аналогичные проекты начали появляться как грибы после дождя. Пушкинская площадь, Триумфальная, площадь Тверская Застава – везде инвесторы хотели повторить успех торгового центра «Охотный Ряд». Проект рядом с Павелецким вокзалом с 2007 года вел холдинг «Евразия», созданный казахским бизнесменом Мухтаром Аблязовым. На месте огромной ямы должен был появиться крупнейший в Европе подземный торговый центр площадью 80 тыс. кв. метров с парковкой на 600 автомашин. Инвесторами выступили компания MosCity Group Павла Фукса, которая строила небоскреб в ММДЦ «Москва-Сити», и компания «Евразия». Но из-за проблем инвесторов проект остановился. Более того, в какой-то момент стало не совсем понятно, кому же вообще принадлежит котлован.

«Мы четыре года ждали от инвесторов, когда они уладят свои юридические споры. Они судились в России, теперь судятся в Англии», – сетует глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. Он напомнил, что еще в прошлом году городские власти приняли решение строить вместо торгового центра ТПУ и передали эту площадку одному из операторов программы – ОАО «РВ-Метро». Теперь же город для государственных нужд готовится начать процедуру изъятия земельного участка и того, что на нем находится. «Сейчас департамент строительства делает оценку инвестиционных затрат. Мы видим, что предварительно это более 1 млрд рублей», – говорит глава стройкомплекса. По его словам, компенсация впоследствии будет выплачена тому инвестору, кто сумеет доказать свои права в суде.

Между тем столичные власти уже подготовили проект планировки территории, включающий площадь перед Павелецким вокзалом и прилегающие к ней улицы. Его разработал НИиПИ Генплана Москвы по заказу ОАО «РВ-Метро». Проектировщики предлагают все строительство, включая технологические зоны ТПУ, убрать на подземные уровни, а сверху разбить рекреационную зону с ланшафтным парком площадью 2 га. «Объектов недвижимости в парке не будет, только пешеходные и велосипедные дорожки, а также новый выход со станции «Павелецкая»-кольцевая. Его планируется оснастить лифтами для удобства инвалидов. Это требование времени», – пояснил на публичных слушаниях главный архитектор ОАО «РВ-Метро» Алексей Вознесенский.

Судя по эскизам, вынесенным на суд общественности, будущий парк представляет собой разноуровневый озелененный ландшафт, изолирующий площадь от оживленного автомобильного трафика. Вдоль дорожек будут высажены кустарники и цветники, наиболее приспособленные к городским условиям. Также здесь планируется открыть детскую площадку, разбить фонтаны, поставить скамейки и оборудовать велопарковки.

Под площадью, по словам господина Вознесенского, построят несколько подземных уровней с залами ожидания вокзала, объектами инфраструктуры и торговлей.

В проекте планировки указывается, что общая площадь ТПУ составит 73 тыс. кв. метров, из них 26 тыс. кв. метров займут торговые площади, 44 тыс. кв. метров отведут под перехватывающий паркинг на 1282 машино-места, а 2,2 тыс. кв. метров будет отдано вестибюлю метро. Изучив транспортную ситуацию вблизи комплекса, проектировщики также предложили расширить Кожевническую и Дубининскую улицы в районе их пересечения с Садовым кольцом, а на Зацепском Валу обустроить большой карман для общественного транспорта и платформу для посадки-высадки пассажиров троллейбусов и автобусов. Между Павелецким вокзалом и будущим парком по проекту планировки должна появиться дорога с выделенной полосой для общественного транспорта, которая позволит попасть с Дубининской улицы на Кожевническую. Также в планах реконструкция трамвайных путей, строительство нескольких подземных переходов, в том числе под Садовым кольцом, создание крытых трамвайных и троллейбусных остановок. «Транспортно-пересадочный узел позволит создать отстойно-разворотную площадку для наземного транспорта, потому что там очень стесненные условия, вся площадь будет освобождена, автобусы, троллейбусы станут подъезжать и появится возможность для парковки машин», – отмечает Марат Хуснуллин.

ОАО «РВ-Метро» оценивает инвестиции в строительство центральной части ТПУ примерно в 5 млрд рублей. Окупить проект должна платная парковка. Хотя не исключено, что жители соседних домов смогут оставлять автомобили по льготным тарифам. В зону будущего ТПУ также входят две новые гостиницы: бюджетный многофункциональный комплекс со стороны Дубининской улицы (над разворотным кругом для трамваев) и отель под управлением Hilton на Кожевнической.

После того как власти закончат процедуру изъятия (по действующему законодательству на это может уйти от трех месяцев до полугода), участок под строительство ТПУ будет выставлен на торги. «Срок реализации проекта – 2016–2020 годы. При утверждении проекта планировки территории правительством Москвы планировалось завершить разработку рабочей документации в конце 2016 года. При этом в первую очередь будет реализована часть проекта, связанная непосредственно с Павелецкой площадью», – подчеркивает координатор ОАО «РВ-Метро» Сергей Разворотник. Директор по инфраструктурным проектам департамента стратегического консалтинга NAI Becar Константин Королёв отмечает, что таким проектом может заинтересоваться только очень крупный девелопер, уверенный в своей возможности довести дело до конца: «Проект технически сложный, требуется множество согласований не только с органами власти, но и с РЖД, «Мосгортрансом», метрополитеном и др. Опыта таких сложных проектов в городе практически нет ни у кого. Вполне вероятно создание консорциума инвестора, девелопера и ряда профессиональных консультантов».