«Они рисовали не Победу, а победителей»

«Они рисовали не Победу, а победителей»

«Они рисовали не Победу, а победителей»
«Они рисовали не Победу, а победителей»
Послевоенные дни в иллюстрациях журнала «Крокодил»

Нам, сегодняшним, почти невозможно представить, чем были события 9 мая для тех, кто пережил их 70 лет назад. Тем важнее документальные свидетельства, которые рассказывают о войне и победе языком самих победителей. Именно по такому принципу собрана выставка «Победа. В рисунках и карикатурах журнала «Крокодил», которая до 17 мая работает в галерее Fotoloft на «Винзаводе».

Составители выставки и одноименного альбома разбили ее на семь тем: «Сообщения с фронта», «Солдатская правда», «Партизаны и жизнь», «Бей фашиста!», «Просто Гитлер», «Крокодил на войне» и «Наша победа».

Как говорит главный редактор книжной серии «История глазами «Крокодила». ХХ век» Сергей Мостовщиков, откровенных агиток – обложек вроде «Убей врага», «Добей гада» – в альбом вошло немного. «Мы сами удивились, но в «Крокодиле» той поры оказалось куда больше простых фронтовых зарисовок, бытовых картинок войны, чем плакатных призывов, – рассказывает он. – Это очень эмоциональные рисунки, прямо из того времени, в которых есть та правда обыденности, которую придумать невозможно. Нам это показалось очень существенной штукой, стоящей за пределами пропаганды и агитации. Вообще, надо сказать, что и сам журнал в военные годы как-то пришел в чувство: меньше стало назидательности – больше наблюдательности. Извините за банальность, но война действительно часто все расставляет по своим местам».

На вопрос, почему в альбоме «Победа» так мало рисунков, посвященных дню 9 Мая, Сергей Мостовщиков задумывается: «Их действительно очень мало и в самом журнале – два-три всего, кажется. Даже обложек про 9 Мая почти нет, кроме знаменитой картинки Бориса Ефимова, где цифра «9» – это бинт на голове у раненого фашиста. Почему так, сложно из нашего времени судить. Но очевидно, что госзаказа на официоз не было, иначе «Крокодил», будучи органом газеты «Правда» – главной партийной газеты, его бы обязательно отработал. А они рисуют людей. Не Победу, а победителей. Это очень существенно. Вот эти люди воевали, вот они среди нас. И ничего про государственную доктрину на тему Победы».

Действительно, большая часть иллюстраций послевоенных дней – подчеркнуто бытовые. После четырех лет страха и неизвестности перед будущим, потери близких, крови и грязи окопов, работы на износ в тылу, голода и холода людям хотелось не салютов и фанфар, а самых обычных вещей: сходить с семьей в магазин или театр, усадить родных за стол с домашним обедом, проехаться вместе на трамвае…

И юмор на этих послевоенных картинках, рисующих обычную, мирную жизнь, – простой и добрый. Например, сидят люди в планетарии, смотрят на звезды, а одна девушка повернулась назад и смотрит туда, где сидит офицер с двумя звездами Героя Советского Союза на пиджаке. Подпись под картинкой: «Куда ты смотришь? – На звезды».

Или идут родители с сыном-солдатом по универмагу мимо отдела подарков. И мать говорит сыну: «В прошлом году, Петя, мы тебе тяжелый танк подарили, а теперь выбирай что-нибудь полегче – галстук, что ли». Наши современники, которые не сильно увлекаются историей, могут и не понять, в чем тут юмор. А в те годы все прекрасно знали, о чем речь. Добровольные денежные пожертвования, которые советские люди передавали на нужды фронта, – одно из проявлений патриотизма того времени.

29 июля 1941 года в газете «Правда», органом которой был журнал «Крокодил», опубликовали обзор писем под заголовком «Трудящиеся предлагают создать фонд обороны». Спустя три дня в газетной передовице писали: «Фонд обороны возник стихийно. Ему надо придать соответствующие организационные формы – об этом должны позаботиться партийные, профсоюзные и комсомольские организации».

Срочно во всех отделениях Сбербанка были открыты специальные счета, на которые принимались взносы. В Фонд обороны передавались не только деньги, но и золотые и серебряные вещи, авторские гонорары и государственные премии, облигации государственных займов, выигрыши по займам и денежно-вещевым лотереям, перечислялись средства, заработанные на воскресниках, средства от продажи урожая, полученного со сверхплановых «гектаров обороны».

В итоге, по данным Большой советской энциклопедии, на добровольные пожертвования советских граждан было построено более 2,5 тысячи боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок и 16 военных катеров. И «Крокодил», конечно, не мог пройти мимо этой темы – и во время войны, и после нее.

А вот юмор картинки под названием «В битве за родную землю» легко понять и сегодня, если, конечно, у людей есть чувство слова. Встречаются в театре мужчина и женщина. У обоих на груди – звезды Героев. Под рисунком – подпись:

– За что у вас Звезда?
– На фронте потрудился. А у вас за что?
– За урожай повоевала.

Отдельная послевоенная тема – репарации, материальные выплаты страны-агрессора стране-победителю. Одна из характерных картинок так и называется – «Окончательный расчет».

Угодливо улыбающаяся толстая немка и русская девушка в красной юбочке (видимо, угнанная на работы в Германию) ведут разговор:

– Не беспокойтесь, фрейлейн Маруся, я вам уплачу по счету. Сколько вам следует за все?
– За все? Шестьсот семьдесят девять миллиардов!

Ниже – пояснение мелким шрифтом: «По сообщениям Чрезвычайной Государственной комиссии, общий ущерб, поддающийся учету, нанесенный немецкими фашистскими захватчиками народному хозяйству и населению Советского Союза, составляет 679 миллиардов рублей».

Размеры репараций обговаривались на Ялтинской конференции в марте 1945 года. И хотя ни Англия, ни – позже – США не согласились со всеми требованиями, которые предъявлял Советский Союз, тем не менее было решено, что половину всех будущих репараций получат от Германии СССР и Польша. Эта половина оценивалась в 10 миллиардов долларов. Из какого расчета тут исходили, неясно. Только прямой ущерб СССР, по данным советских экспертов, составил за годы войны 679 миллиардов рублей (именно эта сумма и отображена на рисунке «Крокодила»). Правда, рубль был неконвертируемой валютой и реальный курс доллара установить очень трудно, но все равно это намного больше, чем 10 миллиардов долларов.

С другой стороны, как показывают остававшиеся секретными до недавнего времени данные, на практике размеры репараций, которые получил в итоге с Германии Советский Союз, существенно превысили обговоренную с западными союзниками сумму. Трофейные команды отправили из Германии в СССР более двух с половиной тысяч демонтированных промышленных предприятий, свыше двух миллионов голов рогатого скота, почти сто тысяч вагонов со стройматериалами, мебелью, вещами, различным хозяйственным оборудованием, около трех миллионов пар обуви, полмиллиона радиоприемников, 60 тысяч одних только роялей и пианино и многое-многое другое.

Впрочем, простые люди 9 мая 1945-го о материальном ущербе думали меньше всего. Они просто и безусловно радовались долгожданному миру и тому, что остались живы. Как вспоминал «Крокодил» в своем первом послевоенном номере: «Посреди ночи раздались слова: «Подписание акта безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил...» Вы помните? Целовали всех подряд, кричали «ура!». Звонили сами и в промежутках отвечали на чьи-то звонки. И если набирали не тот номер и попадали не туда, все равно поздравляли и обнимали по телефону!.. И, в конце концов, что ж такого, что наш дом в эту ночь спал только один час? Приятно было проснуться в комнате, в доме, в городе, в стране, куда в эту ночь, 9 мая, вошла Победа!»

Теги: #