Единый крест

Единый крест

Единый крест
Единый крест
В Москве открыт армянский духовный комплекс

«МП» уже публиковала материал об уникальной стройке на пересечении Трифоновской улицы и Олимпийского проспекта, наше внимание на нее обратил известный в строительном мире человек – Варткез Арцруни. Масштаб и высокий художественный уровень возводимого здесь комплекса произвели яркое впечатление, и искусной резьбе, выполняемой армянскими мастерами, было найдено точное определение – «молитва в камне».

Но сколько еще впереди было работы! Казалось, что глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви епископ Езрас Нерсисян слишком оптимистичен в надежде на скорое завершение строительства. Но прошло всего четыре года, и сегодня о кафедральном храме Святого Преображения знают уже по всему христианскому миру: он имеет важное значение не только для армянской общины в России, но также и для всех армян, живущих у себя на родине или, волей судьбы, вдали от нее, – для народа в целом.

Армянский кафедральный собор, построенный на средства благотворителей и освященный 17 сентября Католикосом всех армян Гарегином Вторым, воздвигнут в духовном смысле на перекрестке трех дорог, трех исторических традиций. Один вектор указывает на Эчмиадзин – священный центр всех армян мира. Второй – на Иерусалим, где у Гроба Господня рождалась древнейшая христианская община. Третий – московский, объединяющий в единой перспективе веру и надежду наших народов.

Напомним, что Армянская апостольская церковь (ААЦ) корнями уходит в глубокую древность, памятники армянского христианства датируются III–IV вв. Армения относится к числу ранних государств христианского культурного круга, а среди ныне существующих – это первая, то есть старшая из стран, где христианство стало государственной религией. Ровесником древнего армянского христианства является и патриарший город Эчмиадзин с его уникальными святынями. Одна из них, ставшая символом армянской нации и государственности, – фрагмент легендарного Ноева ковчега (Ной, как известно по преданию, пристал после Потопа к горе Арарат). Вторая священная реликвия – копье Лонгина Сотника, того центуриона, который пробил копьем ребра распятого Спасителя. Копье Лонгина, его называют еще копьем Судьбы, не случайно оказалось в сокровищнице Эчмиадзина. Есть предание, что туда принес его сам Лонгин, ставший христианином и впоследствии принявший мученическую смерть за свою проповедь. В христианском Иерусалиме армянская община по праву считается одной из самых ранних. Древнейшей частью главной святыни христианской Церкви – Храма Гроба Господня – является, как установлено археологами, принадлежащая армянам подземная Часовня Вартана.

Многообразны связи Армении и России. Исторические факты говорят о присутствии армян в древнем Киеве, об участии армянских мастеров в белокаменном строительстве Владимира при князе Андрее Боголюбском (XII век). Один из приделов Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади, северо-западный, самый близкий к Спасской башне, посвящен Григорию Просветителю, крестившему Армению. (Программа посвящения отдельных башен-церквей собора принадлежала Ивану Грозному и возглавлявшему тогда Русскую церковь святому Митрополиту Макарию.)

Армянское поселение в Москве концентрировалось в районе нынешнего Армянского переулка. В XIX веке там был основан армянскими благотворителями братьями Лазаревыми Лазаревский институт восточных языков, из которого вышли многие российские дипломаты и востоковеды.

Связи Русской православной и Армянской апостольской церквей стали особенно активными после вхождения единоверной Армении в состав Российской империи. Спасение армян от турецкого и персидского геноцида сохранилось в благодарной памяти потомков. Одним из первых подвигов русских солдат в Закавказье стала защита Эчмиадзина и его святынь. В Первую мировую войну, памятную для армян геноцидом 1916 года, русские войска вновь взяли на себя освобождение армянского народа от турецкого гнета и террора. К сожалению, революционные события в России привели к тому, что результаты русских побед на Закавказском фронте были утрачены и значительная часть Армении, вместе со священным Араратом и воспетым Пушкиным Арзрумом, остались в пределах Турции.

В Великой Отечественной войне братство армянского и русского народа было спаяно кровью, пролитой на фронте.

Ныне, в эпоху возрождения Церкви и духовности, возвращения к истокам и поиска энергии для созидания будущего, волей Божией и общей нашей историей возник в русской столице армянский сакральный центр для «молитвы в камне» и теперь, после освящения, молитвы в живых сердцах.

В духовный ансамбль входят Кафедральный собор, рассчитанный на участие в богослужении до 1000 прихожан, часовня Сурб Хач (Святого Креста), резиденция Главы епархии, учебно-просветительский корпус, гостевой дом, трапезная, музей и подземная парковка на 200 мест.

В строительных работах использовались гранит, травертин, мрамор и, конечно же, как основной облицовочный материал, знаменитый армянский туф. По всему периметру храм опоясан высеченными в камне изображениями Спасителя, ликами святых, крестами, орнаментами и древними письменами. Храм имеет четыре входа: над центральным входом высечен украшенный крестом барельеф Иисуса Христа, на восточном фасаде – скульптура Христа, распятого на Кресте (барельеф такой высоты создан впервые в истории Армянской церкви).

С левой стороны от входа в храме изображена одна из главных святынь – Святое Копье, справа – Десница святого Григория Просветителя, символизирующая силу Патриаршего Престола.

Создание храма стало делом жизни предстоятеля Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ Езраса Нерсисяна. По свидетельству очевидцев, епископ «явил собой достойный пример трудолюбивого рабочего и прилежного строителя, зодчего и ваятеля, дизайнера и оформителя, руководителя и вдохновителя строительных работ». На церемонии освящения храма Католикос всех армян Гарегин Второй, высоко оценив всестороннюю деятельность и ревностное служение епископа Езраса, присвоил Владыке титул архиепископа и украсил его грудь панагией с изображением армянского алфавита.

Трудно переоценить значение открытия в нашей столице армянского церковного центра. Это стало знаковым событием и для России в целом, особенно в год празднования 1025-летия со дня Крещения Руси и в контексте современной мировой политики. Не будет преувеличением назвать новый храм рукотворным монументом русско-армянскому братству, духовному единству, историческому сотрудничеству народов. По случаю освящения Кафедрального собора и открытия храмового комплекса в зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоялся праздничный концерт, на котором присутствовали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Верховный Патриарх-Католикос всех армян Гарегин Второй, президент Республики Армения Серж Саргсян, президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян и другие высокие гости. В программу концерта были включены произведения Комитаса, Хачатуряна, Моцарта, Чайковского, Рахманинова, прозвучавшие в исполнении хоров Кафедрального собора Первопрестольного святого Эчмиадзина, Московского Сретенского монастыря и других исполнителей.

К знаменательному событию приурочена также выставка «Армяне в Москве. Исторический путь». Это первая экспозиция в новой резиденции главы епархии. Символично, что она открылась накануне 30 сентября – дня Святого Григория Просветителя, первого Католикоса Армянской апостольской церкви. Выставка отражает более чем пятисотлетний период истории армянской общины Москвы. Уникальные архивные документы и фотографии свидетельствуют о нравственном облике и мировоззрении представителей армянского народа, которые внесли весомый вклад в развитие России. В историю мировой культуры вошла блистательная плеяда имен: художника-мариниста Ивана Айвазовского, режиссеров Евгения Вахтангова и Владимира Немировича-Данченко, богослова и ученого Павла Флоренского (на открытии присутствовал его внук – игумен Андроник (Трубачев), основатель и директор музея Павла Флоренского в Москве).

О событии сравнительно недавнего времени напоминает макет памятника, подаренного столице армянской общиной в августе 1997 года, в дни празднования 850-летия Москвы. Варткез Арцруни, Заслуженный строитель РФ, попечением которого в сквере у Никитских ворот был установлен этот памятник, сказал: «Официальное название памятника – «Благословенна в веках дружба народов России и Армении», но мне больше нравится более краткое авторское название – «Единый крест».

...Единый крест, который несут в исторических испытаниях два наших народа, и Крест Животворящий, осеняющий нас в жизни земной и в жизни вечной. ®

Теги: #