«Наша роль – инспекционная, мы не подменяем участников строительства»

«Наша роль – инспекционная, мы не подменяем участников строительства»

«Наша роль – инспекционная, мы не подменяем участников строительства»

– Насколько тщательно вам удается контролировать качество строительства?

– При всех наших возможностях пока мы не достигли идеального уровня контроля качества. Понятно, что совершенству нет предела, однако мы к этому стремимся. Так, жалоб новоселов на качество работ в 2012 году было на 30% меньше, чем в 2011-м. Но все же главным критерием надежности остается конструктивная безопасность. Важную роль в данном случае играет политика инвесторов. К сожалению, чаще всего это политика максимальной экономии. Зачастую инвесторы в ущерб качеству экономят на стройматериалах и на всем, что только можно. Это нередко приводит к плачевным результатам. Наша задача – не допускать подобного строительства.

– Какие нарушения встречаются чаще всего?

– В прошлом году зафиксировано 70 тысяч разного рода нарушений, 40% из них связаны с качеством строительства. Так, при возведении конструкций из монолитного железобетона подрядчики часто допускают отступления от проектной и рабочей документации, не соблюдают требования по устройству армокаркасов, укладке бетонной смеси. Распространены нарушения при монтаже сборного железобетона и сварочных работах. Треть нарушений происходит в области культуры производства. Это касается выхода со строек транспорта с чистыми колесами, соблюдения охраны труда и техники безопасности. Сюда же необходимо отнести пожарную безопасность и соответствие требованиям санитарно-эпидемиологического и экологического контроля.

– На ваш взгляд, в чем причины нарушений?

– Как правило, основными причинами нарушений являются низкая квалификация рабочих, инженерно-технических работников подрядных организаций, ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Часто классический производственный контроль со стороны технического заказчика не ведется в принципе. Что касается Мосгосстройнадзора, то наша роль – инспекционная, мы не подменяем участников строительства, как некоторые думают. Решать вопросы качества – их прямая обязанность.

– Качество строительства улучшилось за последние годы?

– Да, c уверенностью могу сказать. Только за последний год число обращений с жалобами от граждан снизилось на 10%. А ведь еще недавно на каждом втором строящемся объекте обнаруживались недостатки.

– Город сделал акцент на развитии транспортной инфраструктуры. Какова специфика надзора за подобными объектами?

– Надзор за бурно развивающейся дорожно-транспортной системой города – одно из наших приоритетных направлений. Строящиеся автомагистрали – это сложные инженерные сооружения с высокой пропускной способностью. Хочу отметить, что по качественным показателям российские дороги не уступают европейским. В этой части надо отдать должное и проектировщикам, и строителям. Если раньше мелкозернистый асфальтобетон, используемый в виде дорожного покрытия, приходилось менять через 2–3 года, то теперь раз в 5 лет.

– Как осуществляется контроль за наиболее крупными и сложными объектами? Есть ли особенности?

– Понятно, что 20-этажный жилой дом и небоскреб в «Москва-Сити» – совершенно разные объекты. В «Сити», например, возводятся здания, аналогов которым в России нет. К ним нужен особый подход. Уникальность их не только в необычном внешнем виде, но и в особенностях конструктивного плана, в инженерии. У нас создано специализированное управление по надзору за уникальными стройками. Инспекторы ежедневно их контролируют. Скажу, что все виды работ на данных объектах ведутся на самом высоком уровне. Здесь трудятся сотрудники лучших научных центров и институтов, проводятся исследования, выполняются перепроверочные расчеты. Отмечу, что нормативная база по высотному строительству на федеральном уровне так и не была принята. Единственное, что смогла сделать Москва, это разработать и выпустить свой МГСН, по которому возводятся высотные здания. Мы в свое время настояли, чтобы в ходе подобного строительства в обязательном порядке велось научно-техническое сопровождение.

– Как обстоят дела с качеством строительства на присоединенных территориях?

– С качеством строительных работ на присоединенных территориях мы начали знакомиться с момента принятия решения о расширении границ Москвы. Для обеспечения надзора комитету выделено дополнительно 40 человек, образованы два новых управления по надзору – Троицкое и Новомосковское. В принципе здесь строят неплохо, однако предстоит еще много работы, чтобы поднять организацию строительства до уровня, принятого в Москве. С июля 2012 года нами проинспектировано 1,5 тысячи объектов. По итогам проверок выявлено 5,8 тысячи нарушений, из которых большая часть оперативно устранена в ходе проверок. 2,3 тысячи нарушений связаны с качеством работ и около 1,5 тысячи – с культурой производства.

– С какой целью создавался подведомственный вам ГБУ «Центр экспертиз, испытаний и исследований в строительстве»?

– Центр создан с учетом возросших объемов строительства, в том числе дорожно-транспортных систем и объектов метрополитена. Его возможностей хватит, чтобы выполнить полный цикл работ по контролю качества на всех объектах. Специалисты ГБУ проводят обследования, экспертизы, лабораторные и стендовые испытания с целью выявления и предупреждения нарушений при строительстве и реконструкции объектов. Планируем выполнять работы и по оценке энергоэффективности возводимых сооружений.

Теги: #