Проектировщик задает стиль, темп и уровень качества

Проектировщик задает стиль, темп и уровень качества

Проектировщик задает стиль, темп и уровень качества

– Сергей Валерьевич, вы возглавили институт в ноябре 2011 года. Каким вы увидели Моспромпроект?

– К положительным качествам Моспромпроекта образца 2011 года можно отнести приемлемую инфраструктуру. Здания в пригодном состоянии, обвязанные работоспособной компьютерной связью. Отдельные группы талантливых архитекторов и инженеров в разных мастерских. Комплексная мастерская М-6, выполняющая проекты, связанные с ГО и ЧС. Техническое оснащение как минимум не хуже, чем у других московских проектных ГУПов. За все это нужно отдать должное моему предшественнику – Яркуну Джафаровичу Мухамедханову. Он возглавлял институт 24 года, прошел с ним финансово-экономические кризисы, организовывал проектирование сложных инженерных сооружений и гражданских зданий.

Осложняющими чертами Моспромпроекта того периода было в первую очередь отсутствие портфеля заказов и средств для существования. Огромное количество управленцев, должности которых во многом дублировали функции друг друга, а зачастую были просто бесполезными. Существенная дебиторская задолженность, с которой фактически никто не работал. Отсутствие техники и кадров для выпуска конкурентоспособной продукции в части визуализации, 3D-моделирования. Отсутствие необходимых для работы допусков и лицензий...

Помню мою первую планерку в МПП в качестве директора. Главный вопрос коллектива: когда у нас будет работа? В целом коллектив института встретил меня приветливо и по-деловому, с готовностью интенсивно работать, за что я очень благодарен.



– Почему институт находился в трудной ситуации?

– Ситуация непростая не только у Моспромпроекта, но и у большинства проектных ГУПов. Где-то сложнее, где-то легче. Долгое время отрасль проектирования в Москве была разделена на условные эшелоны специализации. Моспромпроект в середине 2000-х имел свою сферу деятельности: проектирование новых и реконструкция существующих производств, районные тепловые станции, «Народный гараж», пожарные депо. И вот перечисленные программы были фактически выполнены, а взамен их по чистой специализации Моспромпроекта ничего не появилось. Силами начальников мастерских в институт поступали отдельные заказы на проекты жилых домов, парковок, но в целом загрузка у института отсутствовала. Многие специалисты были отправлены в отпуск без содержания. Ну и далее – стагнация.

Уверен, что у организаций, как и у народов, по Гумилёву, есть фазы спада и пассионарности. Очевидно, что пассионарный всплеск в Москве произошел с приходом на должность в 2010 году нового мэра, импульсы этого оживления дошли естественным путем и до Моспромпроекта.



– И как вы вышли из такого положения?

– Еще рано говорить, что институт добился особых результатов. Мы приняли для себя новую политику энергичного развития. Необходимо было повысить интерес к институту и со стороны заказчиков, и со стороны инженеров, архитекторов. Мы доказываем, что способны качественно реализовать самые сложные задачи. Сначала была создана коммерческая и конкурсная служба, которая занимается поиском заказов, подготовкой конкурсной документации. После нескольких ошибок и неудач участие в конкурсах стало успешным. Задача загрузки института была решена в ноябре–декабре 2012 года. Теперь ни одно из подразделений института не может пожаловаться на отсутствие работы.

В течение нескольких месяцев экономика института находится на точке безубыточности. То есть мы делаем, вырабатываем столько, чтобы окупать все расходы. В каждой мастерской от 5 до 11 проектов, это нормальная нагрузка. Впервые за несколько лет институт оказался в состоянии поднять оклады всем работникам в среднем на 20%, что и было сделано в феврале текущего года. Но основное выполнение впереди.



– Вам пришлось серьезно обновить кадры.

– Об этом было объявлено сразу, процесс шел естественным путем. Скажем, сроки проектирования сократились с 8–9 месяцев до 3–4, однако не все оказались готовы к такому темпу – они и ушли. Коллектив в целом омолодился, но остались и ветераны. Наши корифеи прекрасно вписались в обновленный коллектив, они щедро делятся своим опытом и талантом с молодежью. Например, Геннадий Александрович Донцов – замечательный архитектор. Специализируется на парковочных объектах, в том числе по программе «Народный гараж». Вокруг него всегда молодежь, ученики. Мы очень им дорожим.

Рост объема работы вызывает новые кадровые потребности. Моспромпроект рассматривает возможность приема на работу специалистов всех проектных специальностей. Особенно нужны ГИПы, инженеры-конструкторы, специалисты по инженерным системам: отопление и вентиляция, слаботочка и т.д.



– Какие специалисты институту особенно интересны?

– Под хороший проект надо иметь высококлассного ГИПа – главного инженера проекта. Порой приходится переманивать из других институтов, предлагать зарплату вдвое, втрое выше, чем на их прежнем месте. Мы развиваем службу технического заказчика, созданную по моей инициативе. Компания-проектировщик должна предоставлять полный цикл услуг, от задумки проекта до ввода в эксплуатацию здания – на всех стадиях реализации. Включая получение согласований, заключений Мосгосэкпертизы.



– Вы возглавляли Мосгосэкспертизу. Наверное, сохранили влияние на согласующие органы?

– Мы никогда не используем административный ресурс – таков мой принцип. Это зыбкий фундамент, а доказывать свою состоятельность надо делом. Я никогда не буду просить специалистов Мосгосэкспертизы сделать поблажку, закрыть глаза на что-то. Если есть замечания, то будем устранять. То же касается и Москомархитектуры. Прежде чем выходить с тем или иным проектом на архитектурный совет ведомства, мы проводим свой архсовет. Бывает, коллеги устраивают жесткую критику, зато потом в Моском-архитектуру представляем наиболее продуманные варианты. На защиту проекта часто отправляем молодых членов авторского коллектива, что производит хорошее впечатление – главный архитектор Сергей Кузнецов видит упорных ребят, готовых доделывать и переделывать столько, сколько нужно.



– Какие проекты разрабатывает институт?

– Спектр специализации очень широк, все наши мастерские многопрофильные. В рамках программы правительства Москвы мы проектируем детские сады, блоки начальных классов, пристроенные к школе. По большому счету это еще одна школа. Сегодня в портфеле Моспромпроекта 4 школы на 550 мест. Все это стильные здания – с атриумами, интересными фасадами. Одна из визитных карточек института – пожарные депо, которые по нашим проектам построены в Чертаново, Марьино, Куркино, на Поклонной горе, в Северном Бутово, Внуково и многих других. С моим участием было выполнено два проекта депо в ОЗ «Алабушево» и «Малино». Это современнейшие комплексы, в которых создаются все условия для работы сотрудников пожарных служб. Актовые и спортивные залы, кинозалы, тренировочные базы и даже скалодромы. У каждого своя интересная архитектура. Сейчас завершаем работу по проектированию районных тепловых станций (РТС). Это сложные инженерные сооружения, бесперебойно снабжающие теплом город. Программа их строительства началась еще в 2006 году, а сейчас мы ее завершаем, осталось четыре станции. Легендарная 6-я мастерская разрабатывает проекты по строительству и реконструкции объектов гражданской обороны не только для Москвы, но и для ряда регионов России, в том числе олимпийские объекты.



– Моспромпроект участвует в работе по развитию транспортной инфраструктуры Москвы?

– ГУП «Моспромпроект» проектирует все объекты парковочного пространства. В области проектирования транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) Моспромпроект занимает ведущую позицию. У нас есть проекты перехватывающих парковок, многофункциональных автовокзалов с многоуровневым подземным пространством, гаражное строительство всех типов – многоэтажные, подземные, наземные, механизированные паркинги. В области технологического проектирования паркингов сотрудничаем с компаниями из Швейцарии, Словакии, Испании.



– Жилье проектируете?

– Конечно. Моспромпроект реализовал крупные авторские проекты, такие как комплекс жилых домов на Андреевской набережной и жилой комплекс со встроенно-пристро-

енными торговыми помещениями на ул. Русаковской. Сегодня взялись и за проектирование для Зеленограда. Сейчас в работе квартал 74 района Хорошево-Мневники, четыре громадных корпуса на месте пятиэтажек. По этому объекту Моспромпроект и генпроектировщик, и техзаказчик. Пресненский Вал, 14, – завод «Красная Пресня». Здесь будет шесть жилых корпусов и два детсада. Мы должны запроектировать вынос завода, рекультивацию территории. К этому проекту я подключился как архитектор, член авторского коллектива. Под всем кварталом будет двухуровневая парковка, на каждую квартиру минимум одно машино-место. Красивая общая территория, фонтан. Хотим сделать лучевой просвет на католический собор, архитектурную доминанту места, уйти от эффекта «колодца».



– Что бы вы хотели пожелать коллективу Моспромпроекта в связи с 35-летием института?

– За 35 лет институтом пройден большой путь, в течение которого были как периоды расцвета и роста, так и фазы спада. Как раз сейчас происходит постепенный и болезненный выход из такой тяжелой фазы. Какие-то части большого механизма под названием Моспромпроект оживают после долгой спячки, а какие-то, самые работоспособные, продолжают наращивать темпы работы, что-то приходится демонтировать и менять на новое. В течение 2012 года портфель заказов института достиг докризисного уровня 2008 года, при этом сроки разработки каждого проекта предельно сжаты. Многие здания, проектирование которых стартовало в ноябре–декабре 2012-го, намечены к вводу в эксплуатацию уже к 1 сентября 2013 года. Поэтому пышного торжества по поводу 35-летия не будет. Отвлекаться некогда.

Зато мы обязательно примем в этом году активное участие в мероприятиях, связанных с 25-летием строительного комплекса Москвы, и обратимся с просьбой о награждении лучших работников.

Теги: #