Школа «Самсон» воспитывает будущее России - Московская перспектива

Школа «Самсон» воспитывает будущее России

Школа «Самсон» воспитывает будущее России

Выбор на это учебное заведение пал не случайно. «Самсон» – одна из первых частных альма-матер столицы – в прошлом году школе исполнилось 20 лет, а доктор медицинских наук, профессор Анна Вирабова была удостоена медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – за вклад в российское образование.

Расскажите историю создания школы «Самсон». Трудно ли было быть пионером в частном образовании?

– Я мама двух сыновей, и мне хотелось, чтобы мои дети получили хорошее образование. В 1990-е годы малонаполняемых частных школ было не так много. Тогда возникла идея создать частное среднее образовательное учреждение для своих детей и для детей сотрудников научно-производст-венного предприятия «Самсон», которым руководит мой супруг профессор Самсон Вирабов.

Мы «замахнулись» на создание принципиально новой системы организации учебно-воспитательного процесса, ориентированной прежде всего на личность ребенка. Признаюсь, было трудно – пришлось ломать стереотипы, оставшиеся от старого подхода к образованию, преодолевать предубеждение к частной школе, и в то же время легко – внутренне все осмыслив, я уже видела конечный результат: школу – воплощение зарубежного опыта, лучших традиций российского классического образования и новых личностно-ориентиро-ванных технологий преподавания. Конечно, я не могла руководить учебным заведением, не имея определенных знаний, пришлось снова учиться: МПГУ, Институт психологии, Московский институт повышения квалификации работников образования. А затем прошла обучение на курсе для руководителей образовательных заведений в колледже St. Clear\'s в Оксфорде.

Вы так же требовательно относились и к подбору кадров?

– Да, конечно. У нас работают высококвалифицированные специалисты, многие из них имеют ученые степени. В школе организована работа десяти предметных кафедр, благодаря которым каждый педагог становится активным участником развития образовательного пространства школы. Я добиваюсь того, чтобы учитель оценивал результат получения знаний учеником. Если ребенок что-то недопонял, то преподаватель должен оценить, на каком этапе восприятия произошло непонимание.

Как строится учебный процесс в вашей школе?

– В соответствии с Программой развития образовательного учреждения в 2006 году школа «Самсон» получила статус «Школа здоровья», а в 2008 году была аккредитована как «Центр образования». Мы реализуем модель «Центр образования «Школа здоровья» и работаем в режиме полного дня. При этом режим в нашей школе разработан в соответствии с медицинскими требованиями и сочетает умственную нагрузку с физической разгрузкой. Впрочем, для того чтобы такую программу проводить, ее нужно было создать. И я ее написала. Ежедневно пятый урок – единый спортивный час. При этом каждая группа детей пять дней в неделю занимается новым видом физкультурной деятельности. После физкультуры у нас обед. Повара в столовой готовят вкусные и полезные блюда, а если у ребенка есть ограничения по показаниям здоровья или принятым в семье традициям питания, то ему будет предложен выбор из специального диетического меню. После обеда продолжаются уроки. Затем обязательная прогулка на свежем воздухе, есть время для самоподготовки и посещения кружков и секций. Выбор богатый: фортепиано, гитара, хор, шахматы, плавание, каратэ, настольный теннис, атлетическая гимнастика и бальные танцы. Кстати, ни один ученик нашей школы не курит! То есть нам удается привить детям культуру здорового образа жизни.

А как вы боретесь с отстающими учениками? Или у вас их нет?

– У нас действительно нет отстающих. Мы специально создали так называемый институт кураторства. Он есть в каждом классе. Это не классный руководитель, куратор следит за динамикой развития детей, формирует нравственную культуру в своем классе, воспитывает мотивацию детей к высоким достижениям, контролирует все выездные мероприятия. Также кураторы смотрят, как ребята выполняют домашнее задание. Если возникли трудности, то приглашается дежурный педагог с предметной кафедры. Он еще раз объяснит тему, чтобы у ребенка не было пробелов в знаниях. Также мы проводим всевозможные развивающие и организующие мероприятия, викторины, предметные олимпиады, фестиваль знаний, сохранены традиционные конкурсы: на лучший дневник, лучшую тетрадь, состояние учебников, помощь в библиотеке. Ежегодно проходят субботники, конкурсы «Ученик года» и «Учитель года». Барчуков в «Самсоне» не растят. Воспитываются интеллигентные, грамотные, всесторонне развитые люди. Все свободно говорят на нескольких иностранных языках, общаются с разными людьми, которых приглашают в школьный «Пресс-клуб». Ежегодно ученики-самсоновцы участвуют в международных республиканских, городских и окружных мероприятиях интеллектуального и спортивного характера. В предметных олимпиадах и конкурсах, интеллектуальных марафонах («Кенгуру», «Русский медвежонок», «Культура русского языка»), получают призовые места и высокие награды. Самое значимое ежегодное событие – выборы в школьный парламент. Быть в его составе – большая честь. Дети относятся к выборам очень серьезно.

Вы специально проводите отбор талантливых детей?

– Таланты детей раскрываются в ходе личностно-ориентированного образовательного процесса. Никаких особых сложностей или специальных требований наша школа к ребенку, поступающему в первый класс, не предъявляет. Первоклассников мы набираем так же, как и все остальные московские школы. Проводится собеседование с педагогом, логопедом и психологом. Те, кто приходит в нашу школу из других учебных заведений, сдают письменный тест и должны набрать от 75 до 100 баллов.

Плюс ко всему у нас есть свой детский сад. В прошлом году мы впервые организовали прием детей с двух лет. Знания дошколят органично соотносятся с требованиями новых образовательных стандартов для начальной школы. Для этого проводятся совместные заседания педагогов дошкольного центра и начальной школы. Учителя начальной школы в течение года посещают занятия дошколят. Они знают досконально каждого ученика, разрабатывают каждому индивидуальную программу занятий. Такими же прочными адаптационными нитями связаны начальная школа и среднее звено.

Вы уделяете большое внимание благотворительности. Расскажите об этом направлении работы.

– Вот уже несколько лет «Самсон» ведет серьезную гуманитарную работу, шефствуя над 1-м Грозненским приютом в Чеченской Республике, кадетским корпусом № 3, прудищенской сельской школой Веневского района Тульской области, церковно-приходской школой г. Коломны, детским садом для слабослышаших детей ЮАО г. Москвы, яснополянским детским домом, тульским детским домом, ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими в Южном округе г. Москвы. Мы проводим благотворительные акции, готовим посылки для детских домов, школ, интернатов, поздравления ветеранам – учим детей творить добро, видеть чужое горе и сопереживать.

А как относятся власти к вашей работе? Чувствуете ли вы поддержку правительства Москвы?

– Безусловно, сегодня большое внимание уделяется частному образованию. И мне бы хотелось поблагодарить правительство Москвы и лично Сергея Семеновича Собянина за внимание к инновационным школам, заботу и поддержку. Большое спасибо Владимиру Иосифовичу Ресину, который в свое время дал разрешение на открытие нашей школы. Также хотелось бы выразить слова признательности Петру Павловичу Бирюкову – будучи префектом Южного округа, он неоднократно помогал и поддерживал развитие школы. Сейчас мы занимаемся реконструкцией здания на улице Ялтинской, где в следующем учебном году откроется детский сад для детей с ослабленным здоровьем. Это будет специализированное дошкольное учреждение, не имеющее аналогов в московском образовании. В мои ближайшие планы входит открытие частной школы во Франции для русскоязычных детей и внедрение за рубежом передовых технологий российского образования. Планирую открыть четвертую ступень образования – высшее учебное заведение с целенаправленным изучением экономики и права, последующей профилизацией международного страхования, правового сопровождения и делового администрирования. Это будет непросто, но ведь всегда люди отдавали воспитанию будущего поколения России не только ум и силы, но и душу. И это единственный способ превратить нашу страну в интеллектуальное и передовое государство, вырастить поколение достойных граждан.

Редакция «МП» поздравляет директора школы «Самсон» Анну Вирабову с днем рождения, который она отмечает сегодня (23 апреля), и желает счастья, здоровья, семейного благополучия и творческих успехов.