«Зависимость столицы от импорта снизилась» - Московская перспектива

«Зависимость столицы от импорта снизилась»

«Зависимость столицы от импорта снизилась»
«Зависимость столицы от импорта снизилась»
Алексей Немерюк о ярмарочной весне, «Рыбной неделе» и «белорусских устрицах»

116 торговых ярмарок выходного дня открылись в Москве в прошлую пятницу, причем 50% торговых мест столичные власти предоставили фермерам, которые сами производят сельхозпродукцию. О новшествах на ярмарках, а также о том, как изменилась потребительская корзина москвича, рассказал журналистам в мэрии глава департамента торговли и услуг столицы Алексей Немерюк, вопросы которому задала также обозреватель «Московской перспективы».

Чем нынешние ярмарки отличаются от прошлогодних? Приняты ли какие-то антикризисные меры помощи фермерам, которые торгуют в столице?

– На ярмарках выходного дня основное нововведение касается самой регистрации участников. Фермеры жаловались на то, что им приходилось заранее приезжать в столицу, подавать заявки в одно окно, где были очереди. А ведь многие едут порой за 500–600 км – попробуйте сначала документы привезти, потом снова за разрешением приехать. Теперь же заявку на участие можно подать в электронном виде через портал госуслуг города Москвы из любого места.

Практика показала, что нововведения, которые мы сделали, увеличили количество заявок ровно в два раза – практически до 24 тысяч. Эта цифра говорит о том, что желание торговать в Москве есть. Тем более что правительство города создает максимально комфортные условия для продажи производителями своих товаров. Все места для фермеров бесплатные.

10 марта стартовала заявочная кампания – все желающие попали на наши ярмарки. Мы одновременно выставляем по всему городу 116 ярмарочных площадок. Увеличили число торговых мест на них непосредственно для товаропроизводителей, причем скрупулезно подходили к проверке, действительно ли они являются фермерами, а не посредниками. В общей сложности 50% всех торговых мест предоставлено физическим лицам – фермерам, садоводам, огородникам, остальные распределяются между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Кроме того, у фермеров появилась возможность не только лично торговать на ярмарке, но и привлекать к этому близких родственников.

Адреса ярмарочных площадок не изменились?

– Процентов на 80 адреса остались прежними. Раньше считали так: одна управа – одна площадка. Однако, допустим, для Зеленограда этого недостаточно, как и для ТиНАО. Сейчас число площадок в новой Москве увеличили. Но по заявкам видим, что интерес предпринимателей к ним гораздо ниже, чем в старой Москве.
Всего в городе площадок стало немного меньше, где-то их объединили, укрупнили те, которые были не востребованы. К примеру, на Арбате площадку убрали, так как жители не захотели, чтобы на этом месте была ярмарка, им важнее свободно передвигаться по улице.

Улучшится ли внешний вид площадок?
– Для улучшения внешнего вида площадок предусмотрена установка новых столов и горок, оснащенных перегородками со съемными механизмами. Также разработали новый тип конструкции, оснащенный перегородками со съемными механизмами. Сложность была в том, чтобы найти хорошее оборудование, ведь ярмарки носят временный характер, каждую неделю подвергаются сборке и разборке. Один из разработчиков по нашей просьбе предложил ноу-хау – такой механизм, который можно в течение четырех часов многократно собирать, и прочность его не пострадает.

Зачастую овощи стоят на ярмарках дороже, чем в сетевых магазинах. Можно ли как-то влиять на снижение цен?
– Маловероятно. Мы встречались с фермерами – они заявляют, что продукцию, которую выращивают сами, не собираются продавать дешевле, чем в магазинах-дискаунтерах. Тем не менее выставляются баннеры со средними ценами по Москве на основные группы товаров для того, чтобы жители могли ориентироваться, какая ценовая политика в настоящее время в городе. Но заставить предпринимателя продавать свои товары дешевле, наверное, сложно. Если он знает, что его мясная или овощная продукция пользуется спросом, то никогда не отдаст ее дешевле, чем в соседнем дискаунтере. Хотя по качеству тепличные овощи с фермерскими не сравнить.

Конкуренцию фермерам могут составить продавцы из регионов?
– Да, региональные ярмарки тоже, несмотря на ненастную погоду, уже 1 апреля начали работу в столице. Если в прошлом году мы провели 295 региональных ярмарок, то в нынешнем планируем не менее 400.

Почему в Москве можно купить испанские помидоры, мандарины, оливковое масло – это ведь контрабандные товары?
– Все так называемые испанские, итальянские, марокканские, польские продукты в действительности – белорусские. Можно увидеть, к примеру, «белорусские устрицы», «белорусские мандарины». К сожалению, с коллегами из соседней страны нет четкой системы взаимодействия. В результате контрабандное продовольствие продолжает поступать в столицу, идет реэкспорт.

Допускаю, что в этом сезоне будет больше российской продукции. В товарообороте Москвы уже увеличилось количество отечественной продукции из регионов. Импортозависимость Москвы упала на 12%.

Как изменилась картина потребления в столице?
– Ежедневный средний «чек москвича» в магазинах (усредненная стоимость одной покупки в день) уменьшился на 10%, а в кафе и ресторанах горожане стали тратить на 20–25%, а то и до 30% меньше, чем год назад. Потребительская корзина москвича изменилась кардинально, произошло перераспределение потребления в сторону овощей. Правда, сейчас пост, все больше людей стараются его соблюдать, еще и поэтому потребление молочной и мясной продукции уменьшилось.

Прогнозировать, по какой цене попадет продукция на прилавки, достаточно тяжело, так как конец сезона. Если взять тот самый «борщевой набор», то его цена выросла с начала года более чем на 40%.

Стали ли москвичи в связи с непростой жизнью чаще покупать крепкий алкоголь?
– По статистике, увеличения потребления крепкого алкоголя пока не происходит. В предыдущие годы москвичи постепенно уходили от крепкого алкоголя к более легкому, то есть перешли с водки на вино, снижалось и потребление пива.

Весной в столице ожидаются также ярмарочные фестивали?
– С 10 по 19 апреля проведем фестиваль «Пасхальный дар», с 22 по 28 апреля запланирована «Рыбная неделя». А с 1 по 11 мая пройдет традиционный фестиваль «Московская весна». Будет задействовано 17 площадок с большой программой. Причем на семи площадках Пасхальная неделя плавно перетекает в первомайские праздники. На Пушкинской площади, в Климентовском переулке, на Кузнецком Мосту, в Лаврушинском переулке и других местах будут обустроены шале, в которых мы выставляем интересные артобъекты.

Расскажите подробнее о «Рыбной неделе».
– Совместно с Росрыболовством мы поставили задачу организовать мероприятия с участием магазинов, рыбных ресторанов. Вовлекли в этот процесс все наши сетевые компании. На площадках оборудуются холодильные, морозильные емкости. Будут дегустационные столы, пройдут мастер-классы по приготовлению рыбных блюд.

Хотим показать москвичам, какая рыба у нас существует, потому что многие сорта рыб вообще до Москвы не доезжают. Попробовать их можно только в эксклюзивных ресторанах по неприемлемым ценам. Крайне редко мы с вами едим, к примеру, тихоокеанскую селедку, так как она вся идет на экспорт. На «Рыбной неделе» мы сможем купить даже редчайшую нашу северную треску – белую, вкусную, и печень у нее великолепная.

Сколько всего москвичей посетит ярмарки, фестиваль?
– Рассчитываем, что за весь фестивальный месяц, с 10 апреля по 11 мая, ярмарки смогут посетить не менее 6 миллионов москвичей. Если, конечно, погода не подведет.