«Заседания столичного парламента – это, конечно, не экшн»

«Заседания столичного парламента – это, конечно, не экшн»

«Заседания столичного парламента – это, конечно, не экшн»

Какие законы рассматривали столичные депутаты перед летними каникулами?

– Пожалуй, самый важный вопрос, который рассматривался на этом заседании, был внесен врио мэра Москвы Сергеем Собяниным. Речь шла о поправках в Избирательный кодекс Москвы, которые отменяют при проведении выборов открепительные удостоверения. Голосование при помощи открепительных удостоверений долгие годы подвергалось критике. Этот пункт стоял первым в перечне претензий. Хотя споров вокруг было немало, но мы исходили из того, что федеральное законодательство предоставляет субъекту РФ право выбора – оставить данную норму или отказаться от нее. Депутаты внимательно рассмотрели все аспекты, чтобы даже от таких демократических новаций никто не пострадал. При этом хочу напомнить, что с 2005 года в московском законодательстве существует норма, которая позволяет любому гражданину, который живет не по месту прописки (супруг у супруги, дети у родителей и т.п.), не менее чем за 3 дня до выборов прийти на избирательный участок по месту фактического проживания и попросить внести себя в список для голосования. Для этого не надо брать никаких открепительных.

Получается, что они в принципе не нужны?

– Это чисто правовая норма, превращенная в политическую. С помощью открепительных талонов можно было голосовать только за партию, но нельзя проголосовать за того кандидата, который проживает в вашем округе. Когда вы вносите себя в список, то можете голосовать и за кандидата, и за партию. Открепительные талоны были нужны, когда человек уезжал в отпуск, в командировку. Но так как выборы чисто московские, то эта норма уже не играет важной роли, а только напрягает людей. Поэтому депутаты пришли к решению отменить открепительные удостоверения.

Принятые поправки будут распространяться на последующие избирательные кампании. Выборы мэра 8 сентября  этого года пройдут в рамках пока еще действующего законодательства, однако число открепительных удостоверений будет существенно сокращено – не больше двух на каждом избирательном участке. Это не популистский ход, ему предшествовали и другие изменения федерального и московского законодательства.

Какие новации коснулись предстоящих выборов главы города?

– В Москву вновь возвращаются прямые выборы мэра. В связи с изменениями федеральных норм у Мосгордумы была возможность вернуться к системе выборов высшего должностного лица через парламент, но Сергей Собянин предельно четко заявил, что выборы главы города должны быть прямыми. Это не возврат к старым нормам и уж тем более не шаг назад. Сегодня закон не только запускает процесс прямых выборов, но и позволяет по инициативе граждан досрочно прекращать полномочия высшего должностного лица. Москва стала единственным российским регионом, где Избирательным кодексом предусмотрена такая демократическая норма, как возможность самовыдвижения кандидатов в мэры. Кроме того, в Москве установлен один из самых низких в России муниципальных фильтров: 6 процентов от общего количества муниципальных депутатов, которые должен собрать кандидат на пост мэра. Этот барьер – не российское изобретение. Подобная норма существует во многих странах. Требования минимальной общественной поддержки предохраняют избирательную систему от избыточного количества кандидатов.

В столице установлен также минимальный уровень количества подписей избирателей, собираемых в поддержку кандидата на должность мэра. Эта цифра составляет всего 1 процент, хотя по федеральным нормам была возможность сделать ее вдвое большей. Мы имеем низкий барьер и для прохождения политических партий в Мосгордуму – пять процентов вместо возможных семи.

Мало кто задумывается о том, что в столице отсутствует система санкций по отношению к гражданам, которые не принимают участие в выборах по неуважительным причинам. А ведь в Австрии, Бельгии, Швейцарии, Германии, Италии, Греции за неявку на избирательный участок в день выборов штраф составляет от 25 до 70 евро. Также такому гражданину может быть отказано в той или иной помощи со стороны властей. У нас ничего подобного не существует. Информация о том, кто голосовал или не голосовал, нигде не освещается и не тиражируется. Кроме того, столичные депутаты решили не вводить порог явки избирателей. Как ожидаемый результат – повысилось количество жителей, которые приходят на избирательные участки.

А графу «против всех» почему убрали?

– К тому опыту, который мы получаем сейчас в процессе выборов, многие страны шли долгие годы. У нас нет мощной многопартийной системы, участвуют в выборах порой малоизвестные люди. Мы столкнулись с тем, что человек подходит к урне и читает бюллетень – этого кандидата не знает, о том ничего не слышал, поэтому графа «против всех» его и устраивает. Такое отношение дискредитировало голосование. Кроме того, на выборах представлен весь спектр представителей различных политических сил, и не стоит срывать выборы, если кто-то с кем-то лично не знаком.

В какие еще законы были внесены ощутимые изменения?

– Сергей Собянин предложил реформу местного самоуправления, она обсуждалась в муниципальном сообществе, а потом была принята депутатами Мосгордумы. Теперь органы местного самоуправления реально наделены большими полномочиями. Мы им даже немного завидуем – работа депутата Мосгордумы визуально не так заметна (мало кто читает законы), как местного депутата, который может показать избирателям результаты своей работы: «Вот подъезд, который благодаря мне отремонтирован, вот двор похорошел…» Местные депутаты могут также заслушивать директоров структурных подразделений – школ, поликлиник, детских садов, а также руководителей территориальных правоохранительных органов.

Недавно мы наделили муниципалов правом давать согласие на строительство культовых зданий. Они определяют направление и контролируют работу ярмарок выходного дня. В общем, решают насущные проблемы граждан. Местное самоуправление создавалось с учетом того, что Москва – это единое целое. Вы вряд ли обращаете внимание на то, что пересекаете границу района, – это же никак не ощущается. А знаете, что объединяло раньше районы? Только одно: в каждом было приблизительно одинаковое количество коммунистов на учете. Поэтому так выкраивали на карте: спальный район – по полмиллиона жителей, а, например, Москворецкий – 114 тысяч человек, но там несколько предприятий, на которых много членов КПСС.

Недавно исполнился год с момента присоединения к Москве новых территорий. Что сделано, чтобы бывшие подмосковные жители стали полноправными москвичами?

– Мы могли только мечтать о такой новой территории! Плотность населения в столице была недопустимой. Если коротко резюмировать результаты присоединения, то я бы сказал так: раньше люди приезжали в Москву, а теперь столица приехала к ним.

Мы приняли 24 закона, направленных на то, чтобы в кратчайшие сроки жители новой Москвы ощутили себя полноправными москвичами. Безусловно, есть проблемы, но они существуют и на старой территории, и вызваны тем, что их решение – не прерогатива городских властей. Это федеральный уровень. Я имею в виду вопросы, связанные с работой правоохранительных органов, Пенсионного фонда, почты, миграционной службы. Но мы объединили территории, чтобы действовать совместно. Полагать, что после присоединения новых земель Москва «зажирует», наивно. Это далеко не первое укрупнение мегаполиса. Столица, например, расширяла границы после Великой Отечественной войны, в 60-х и 80-х годах прошлого века. Чудес не происходит. В  новую Москву нужно сначала вложить деньги, создать достойные условия, освоить – тогда и пойдет отдача.

Вас не волнует, что, по данным недавнего соцопроса, 26% граждан ничего не знают о деятельности московского парламента?

– В первом созыве мы заложили основы законодательной деятельности в Москве, провели мониторинг, и оказалось, что об этом знают всего 6 процентов населения, а сейчас 74 процента – уже прогресс. Столичный парламент открыт для граждан, в Твиттере и на своем сайте в интернете я каждый раз сообщаю, что идет прямая трансляция заседаний Думы. Правда, у нас заседания, конечно, не экшн. Другое дело украинский парламент – драки, потасовки… Я был уних, там три уровня защиты, перед пультом управления бронированные стекла, дальше везде бронированные двери. А у нас что – занудное голосование, первое, второе, третье чтение…

Мы научились работать не в боевых условиях, без противостояния. Уверен, что есть масса других мест, в которых можно развлекаться, но парламент существует для принятия сложнейших решений в интересах граждан. А если влечет к известности – это не в парламент. Еще старуха Шапокляк пела: «Хорошими делами прославиться нельзя».

А как вы оцениваете уровень правовой культуры москвичей?

– Никто не читает законы, потому что это довольно сложно. На прошлой неделе я встречался с молодежным парламентом и предложил им подумать, как популярно излагать тексты законов. Не упрощать до комиксов, конечно, но выделить в документе главное: о чем закон, что он дает жителю. Каждый человек попадает в какие-то жизненные ситуации. Скажем, шум сверху мешает, соседи залили квартиру и т.д. – вот и надо прописать порядок, алгоритм действий во всех подобных случаях. Мне кажется, что это будет полезно. Ребята заинтересовались.

Когда законов не читают – это еще не так страшно. Самое главное, чтобы жили по закону. За рубежом люди не менее аполитичны, их не интересует политическая борьба. Вот и мы пришли от 99,99 процента «одобрямса» к явке, как правило, 50 процентов. Когда мне сообщают, что за вас проголосовало столько-то избирателей, я отвечаю: «Прибавьте всех, кто не пришел».

Городской Думе в декабре нынешнего года исполняется 20 лет. Чем парламент встретит дату?

– Это праздник не только парламента, а всех москвичей. Думаю, все хорошее в Москве сделано благодаря тем возможностям, которые были предоставлены субъекту Федерации. Совместная работа всех ветвей власти помогла столице сделать прорыв по сравнению с другими регионами. Когда хвалят только одну ветвь власти, я понимаю, что забыли упомянуть другую, потому что без совместных усилий сделать ничего невозможно.

Если посмотреть статистику законотворчества, получается, что нами было принято около двух тысяч законов, но действуют в настоящий момент 230 законов. Некоторые документы принимались на какой-то срок, например, бюджет пишется на год. Мы взяли все лучшее из мировой практики и создали схему, которая не позволяет парламенту ошибаться. Сейчас в Мосгордуме 35 депутатов, а в шестом созыве будет уже 45: 23 избираются по партийным спискам и 22 – по мажоритарной системе. В консультативный совет вошли представители всех семи партий, зарегистрированных в России на день выборов в Мосгордуму. Два представителя от каждой партии знакомятся со всеми документами, вносят свои предложения, заслушивают любых должностных лиц в городе.

Принимаются только те законы, которые получили экспертную и общественную оценку. Ни один налог, ни одна бюджетная строка не принимается без заключения Контрольно-счетной палаты. Она помогает нам корректировать бюджет, проверять, как используются казенные деньги. Кроме того, мы наделили прокурора полномочиями субъекта законодательной инициативы. Ему же поручена государством экспертиза для поиска коррупционных составляющих в проектах законов. Недавно создали еще и Общественную палату, прошло первое ее заседание.

У нас очень строгая, прозрачная система работы. Голосовать своей карточкой депутат может только лично. Избиратель может получить сведения в электронном виде о том, как голосовал его депутат, сколько заседаний он пропустил по неуважительной причине. А возьмите наш регламент – никаких неуважительных высказываний, 5 минут на выступление, 1 минута по мотивам – и колокольчик звенит...

Вы по образованию – юрист, Сергей Собянин – юрист. Вам это помогает находить общий язык?

– Как минимум меньше времени тратим на объяснение деталей. У Сергея Собянина за спиной серьезный послужной список работы в законодательной власти – он возглавлял парламент Ханты-Мансийска, вместе мы работали в Совете Федерации в 1996 году. Он прошел также большую школу исполнительной власти как глава региона, в аппарате президента, в правительстве... А юридическое образование, конечно, позволяет легче общаться и понимать друг друга.

Есть ли планы размещения Московской городской Думы в здании бывшей Екатерининской больницы на Страстном бульваре?

– План есть только один. В сентябре 2014 года первое заседание Московской городской Думы и вся последующая работа должны проводиться в помещении, которое будет приспособлено для 45 депутатов. Были разные адреса по новому зданию для Думы, на данный момент знаю о последнем – о здании на Страстном бульваре – бывшей Ново-Екатериниской больнице, а еще раньше усадьбе князей Гагариных. Но повторюсь, что там будет работать Дума следующего, шестого созыва. Здание подбиралось исполнительной властью с учетом увеличения депутатского корпуса городского парламента. Все работники МГД – как аппарата, так и помощники депутатов, должны быть обеспечены необходимыми рабочими местами. Хочу напомнить, что у нас так же, как и во всем мире, парламент работает не для депутатов и работников аппарата, а для всех жителей, избирателей. В среднем в здание Московской городской Думы ежедневно приходят до 80 избирателей с различными вопросами. Для этого тоже необходимо создать условия.

Как вы относитесь к заявлению кандидата в мэры Сергея Митрохина о том, что он намерен распустить Мосгордуму, если станет мэром? У него есть для этого законные основания?

– В законе четко определено, когда распускается парламент, и если бы Сергей Сергеевич почитал законодательство, может, и мэром бы быть не захотел.

Вы лично собираетесь баллотироваться на выборах в Мосгордуму в следующем созыве?

– Я вам так скажу: я начинаю готовиться к новым выборам на следующий день после победы. Когда у меня пропадало желание где-то работать, уходил. Трудиться в Мосгордуме мне нравится. Я знаю, что приношу реальную пользу. У меня еще есть год до принятия решения.

Теги: #