Доходный дом с галереей

Доходный дом с галереей

Доходный дом с галереей

Будучи крупным коммерсантом, Павел Третьяков (вместе с младшим братом Сергеем) владел в столице несколькими доходными домами. Наиболее известно здание в одном из самых престижных мест деловой части города – на углу Кузнецкого Моста и Рождественки. Построенный в 1880-е годы талантливым архитектором Александром Каминским и недавно отреставрированный под наблюдением Мосгорнаследия, этот дом имеет примечательную историю.

Первый его этаж сдавался в аренду самым солидным фирмам с безупречной репутацией. Здесь много лет размещался художественный салон Дациаро, продававший картины, гравюры, эстампы, открытки, а также принадлежности для рисования. Тонкие ценители изящных искусств знали: этот магазин всегда гарантирует подлинность и качество. Салон Александра Дациаро (кстати, поставщика Двора Его Императорского Величества) часто упоминается в мемуарах московских художников, писателей, коллекционеров.

В другом крыле здания до революции размещалась контора банка «Лионский кредит». Его хранилище было устроено весьма необычным образом. Следует помнить, что на рубеже ХIХ и ХХ веков одним из самых распространенных видов хищения был взлом банковских сейфов. Причем московские мастера этого преступного промысла «славились» даже в Европе. Зная об этом, хозяин банка распорядился установить в подвалах герметичные сейфы, которые ночью… заливались водой (утром ее спускали по трубе в близлежащую Неглинку). Благодаря этому банк на Кузнецком Мосту считался самым защищенным в Москве. По слухам, в нем хранили свои ценности и владельцы дома братья Третьяковы.

Но самым замечательным детищем Павла Михайловича была его галерея. Ее «строительная» летопись не менее любопытна, чем художественная. Здание в Замоскворечье на протяжении десятилетий прирастало новыми помещениями и корпусами по мере увеличения коллекции. Но рост собрания Третьяковской галереи постоянно превосходил ее экспозиционные возможности.

Первые картины Павел Третьяков приобрел в 24-летнем возрасте. А уже через несколько лет о его внушительном собрании русской живописи говорила вся художественная Москва. Коллекция пополнялась весьма энергично: не жалея средств, господин Третьяков приобретал как отдельные картины, так и целые серии; некоторым авторам он заказывал циклы работ, которые прямиком попадали в галерею. Поначалу коллекция размещалась в комнатах собственного дома Павла Михайловича в Лаврушинском переулке. Но вскоре встал вопрос о постройке специального здания для галереи современной живописи. Такого в Москве до той поры еще не бывало.

Первое отдельное здание галереи, примыкающее к дому Третьякова с южной стороны (где находится церковь Св. Николая в Толмачах), начали строить в 1873 году. Проект разработал Александр Каминский, ставший к тому времени зятем Павла Михайловича. «Весной 1874 года произошло переселение картин в новое помещение, – вспоминала дочь Третьякова Александра Боткина. – Вход в галерею для своих был идеально удобен – стоило только отворить дверь из жилых комнат. Для посещений публики вход был сделан непосредственно в здании галереи. Картины размещены были хронологически, начиная с самых старых, от входа. В просторном зале № 2 развешаны были произведения более молодых художников группами по авторам, жанрам, портреты и пейзажи вперемежку». Этот заведенный самим Третьяковым принцип систематизации сохранялся долгое время и после смерти основателя галереи.

Приобретение в конце 1870-х годов коллекций художника Верещагина потребовало нового расширения галереи. Строительство второй очереди завершилось в 1882 году. Здесь среди прочего были помещены новые картины Репина, Сурикова, Перова, Шишкина. Но уже через год и в этой пристройке не осталось свободных мест. Учитывая постоянное пополнение коллекции, Павел Михайлович много занимался перегруппировкой картин в залах, вникал во все строительные вопросы. Любопытный факт: в начале 1890-х годов господину Третьякову пришлось на несколько лет и вовсе прекратить доступ публики в галереи из-за участившихся краж. Ловкие воры ухитрялись выносить картины из залов прямо в дневное время! Вскоре после того, как коллекционер передал галерею в дар Москве (1892 год), ее двери снова распахнулись для всех желающих.

Еще два больших и четыре малых зала, а также одноэтажная пристройка были открыты в последнее десятилетие ХIХ века. Павел Третьяков планировал передать под галерею весь свой дом, но этот замысел был осуществлен только после смерти коллекционера. Многие годы он жил буквально бок о бок со своей галереей – в комнате через стену от картинного зала. В этой небольшой комнате Павел Михайлович и умер в 1898 году. Господин Третьяков завещал внести в Московскую городскую думу «…150 000 рублей для употребления процентов на ремонт галереи, 125 000 рублей на приобретение на проценты с этой суммы живописных и скульптурных художественных произведений для пополнения коллекций». Кроме того, галерее были завещаны иконы и недвижимость в Лаврушинском переулке.

В начале ХХ века жилой дом Третьяковых в Толмачах был целиком перестроен под музейные нужды, а в 1902–1904 годах по проекту Виктора Васнецова выполнен новый фасад, ставший с тех пор эмблемой Третьяковской галереи и одним из самых узнаваемых символов Москвы. Спустя несколько десятилетий очередным этапом работ по расширению ансамбля руководил академик архитектуры Алексей Щусев. Построенный им новый двухэтажный корпус удачно гармонирует с постройками Васнецова и Каминского. В итоге здание главного хранилища национальной живописи соединило в своем облике труд нескольких поколений художников и архитекторов русского стиля.

Теги: #