Новые вокзалы столицы - Московская перспектива

Новые вокзалы столицы

Новые вокзалы столицы
Новые вокзалы столицы
Появятся на базе транспортно-пересадочных узлов

В Москве не планируется строить новые городские вокзалы. Частично их функции возьмут на себя транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), запроектированные вблизи железнодорожных радиусов. Самым перспективным таким проектом в мэрии называют ТПУ «Москва-Сити», который объединит линии метро, включая станцию Третьего пересадочного контура, Малое кольцо МЖД и Смоленское направление железной дороги.

Решение о формировании системы ТПУ в Московском регионе было принято в результате детального анализа градостроительной ситуации и транспортных нагрузок в столице и ближайшем Подмосковье. В ее состав должны войти 390 ТПУ в Московской области и 273 ТПУ на территории Москвы, 192 из которых являются капитальными объектами. По словам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, «развитие ТПУ позволит создать безопасные и комфортные для нашего климата зоны пересадки между различными видами транспорта, сформировать парковочное пространство на магистралях, дать толчок развитию прилегающих территорий, а также получить дополнительный доход в бюджет за счет создаваемых коммерческих площадей, который может быть направлен на социальные программы».
Новые вокзалы столицы

В Московской области большинство ТПУ будут сформированы в непосредственной близости от железнодорожных радиусов, выполняющих важную функцию для трудовой миграции в регионе. В столице ТПУ в первую очередь будут сформированы на базе станций Третьего пересадочного контура метро, который имеет 17 пересечений с радиальными линиями подземки, 7 пересечений с железнодорожными направлениями и 2 пересечения с МК МЖД, а также на самом железнодорожном кольце. Окружность кольца – 54 километра. На их протяжении у пассажиров также будет возможность пересесть на другие виды общественного транспорта. Из 32 станций четыре предполагают пересадку как на метро, так и на железнодорожные платформы пригородных направлений, 11 – только на метро и еще 6 – на радиальные линии железных дорог.

В мэрии утверждают, что по объемам перевозок часть ТПУ во много раз превосходит городские вокзалы. «Такие железнодорожные вокзалы, как Ленинградский и Киевский, в сутки пропускают по 40–50 тысяч человек, в то время как, например, на «Выхино» за сутки проходит около полумиллиона», – говорит Сергей Собянин. Также большие пассажиропотоки уже сегодня генерируют такие станции, как «Петровско-Разумовская», «Царицыно», «Дмитровская», «Тимирязевская», «Тушинская», «Перово». В перспективе одним из самых крупных городских ТПУ должен стать пересадочный комплекс в «Москва-Сити». Сейчас транспортные связи делового центра, помимо дорог и развязок, обеспечивают две станции метро. В будущем к ним присоединятся Малое кольцо МЖД, Третий пересадочный контур, ныне существующее, но не интегрированное с «Сити» радиальное направление железной дороги, вертолетная площадка и речной транспорт. Основной «базой» для размещения столь мощного и многофункционального ТПУ, по словам Марата Хуснуллина, решено сделать станцию Шелепиха МК МЖД: «Она станет крупным железнодорожным узлом, частично выполняющим функцию вокзала».

Основными преимуществами Шелепихи являются ее близость к линии Третьего пересадочного контура и станции Тестовская Смоленского направления железной дороги, через которую электрички и поезда дальнего следования следуют на Белорусский и Савеловский вокзалы. «Создание ТПУ позволит разгрузить железнодорожный трафик на этих вокзалах: часть электричек дальше в центр не пойдет, люди будут пересаживаться на другие виды транспорта», – говорит Марат Хуснуллин. По его словам, развитие железнодорожного транспорта в городской черте имеет ряд положительных моментов, но есть и отрицательные, поскольку пути разбивают город на отдельные районы и для восстановления связей необходимо строить новые путепроводы и развязки. «Поэтому часть функций железнодорожных вокзалов примут на себя транспортно-пересадочные узлы. В рамках этой концепции строительство новых или перенос действующих вокзалов в Москве экономически нецелесообразны», – подчеркивает глава стройкомплекса. По его словам, уже существующие железнодорожные радиусы имеют внутри города большой потенциал. Если метро перевозит 2,5–2,6 млрд пассажиров в год, то электрички только 700 млн. «Чтобы перераспределить пассажиропотоки, нужно состыковать сети. Для этого мы создаем ТПУ и будем вводить единое билетное меню», – поясняет господин Хуснуллин.

В департаменте транспорта не исключают, что по мере развития инфраструктуры на ТПУ смогут останавливаться и некоторые поезда дальнего следования. В мире давно существует практика, позволяющая пассажирам выйти из поезда до того, как он прибудет на главный вокзал. Кроме того, прорабатывается возможность организовать на базе ТПУ «Перово» и «Царицыно» вокзалов по обслуживанию высокоскоростных поездов. Они будут развивать скорость до 400 км/ч (это примерно в два раза быстрее «Сапсанов», которые едут со скоростью 160–250 км/ч) и курсировать по трем основным направлениям: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Адлер, Москва – Екатеринбург. ТПУ «Перово» удобно расположено на пересечении Рязанского и Горьковского направлений железной дороги и может частично разгрузить Казанский и Курский вокзалы. «Царицыно» станет своего рода новым «южным» вокзалом, поскольку тяготеет к Курскому и Павелецкому направлениям.

До конца 2015 года в Москве должны быть созданы технологические зоны всех ТПУ на МК МЖД. На это из городского бюджета выделено 15,5 млдр руб. Всего предстоит построить 112 тыс. вспомогательных площадей, обеспечивающих пересадку между различными видами транспорта. Всего, по оценкам столичных властей, объем средств, затраченных на строительство ТПУ на территории Москвы, за 10 лет должен превысить 300 млрд руб. Около 20% из них планируется выделить из столичного бюджета на технологическую и инженерную часть строительства, а остальные средства в объеме около 200–240 млрд руб. покрыть за счет частных средств. Однако инвесторы пока не проявляют большого интереса к таким проектам из-за отсутствия прозрачных механизмов регулирования вопросов будущих прав на создаваемый объект и разграничения долей с городом.