Голливуд в «Ударнике» - Московская перспектива

Голливуд в «Ударнике»

Голливуд в «Ударнике»
Голливуд в «Ударнике»
80 лет назад в Москве прошел Первый международный кинофестиваль

В феврале исполняется 80 лет со времени проведения в Москве Первого международного кинофестиваля. Для Советского Союза это было крупное событие. На форум со своими фильмами прибыли известные кинематографисты из разных стран. Фестиваль вызвал большой интерес у профессионалов кино и рядовых зрителей.

В 1935 году отмечалось 15-летие советской кинематографии. Осенью предыдущего года председатель Государственного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) Борис Шумяцкий побывал на престижном кинофестивале в Венеции и в разговоре с европейскими кинематографистами заявил, что СССР может провести фестиваль такого же уровня. Сказано – сделано: в январе 1935-го ГУКФ создало комиссию по отбору кинокартин для показа на Первом международном кинофестивале в Москве. Мероприятие готовилось быстро, но тщательно и ответственно. Ему придавалось и культурное, и политическое значение.

На фестиваль приехали 90 зарубежных кинематографистов из 21 страны. Вообще говоря, интерес к советскому кино в то время на Западе был велик.

21 февраля 1935 года фестиваль открылся в Доме кино на Васильевской улице. Кинематографистам предоставили бывший Народный дом имени цесаревича Алексия (арх. В.К. Сероцинский, 1909 год). Позднее он был надстроен, а в начале 70-х рядом выросло новое здание Дома кино. Со следующего дня начались конкурсные показы, проходившие как в Доме кино, так и в «Ударнике». Этот кинотеатр в ту пору являлся неотъемлемой частью ансамбля Дома правительства на улице Серафимовича. Архитектор Борис Иофан воплотил в жизнь мечту о комфортном культурном отдыхе советского человека, спроектировав просторное фойе, вместительный зал и даже поднимающуюся крышу для проветривания. (Правда, крышу заклинило уже в день открытия в 1931 году, больше ее поднимать не пытались.) Зарубежные гости фестиваля с любопытством осматривали конструктивистский шедевр Иофана – единственный в тогдашней Москве кинотеатр советской постройки.

Отечественное кино на фестивале представляли фильмы «Чапаев», «Гроза», «Петербургская ночь», «Горячие денечки», «Юность Максима», «Новый Гулливер», несколько документальных лент. Из-за рубежа приехали цикл мультфильмов Уолта Диснея, «Последний миллиардер» французского мастера Рене Клера, «Хлеб наш насущный» знаменитого американца Кинга Видора. Были также фильмы итальянские, польские, шведские...

Фестивальные показы посещали послы европейских стран. Каждый день толпа осаждала кинотеатры, лишний билетик спрашивали на дальних подступах. «Вместительные фойе «Ударника», а также просмотровый зал были переполнены. Просмотры прошли очень оживленно», – сообщала газета «Кино» об одном из фестивальных дней.

2 марта в Колонном зале Дома союзов подвели итоги работы кинофестиваля и огласили решение жюри. Первый приз, Большой серебряный кубок, получили картины киностудии «Ленфильм» «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне» – за «реалистический стиль, идейную глубину и жизненную правдивость». Малые серебряные кубки (вторая и третья премии) достались «Последнему миллионеру» – за «интересную попытку социальной сатиры, поданную со значительным формальным мастерством», и мультфильмам Уолта Диснея – за «высокое живописное качество цвета, графическую культуру и исключительную музыкальность». Грамоты и поощрительные призы достались кинематографистам всех стран-участников.

Газета «Правда» дала политическую оценку итогам фестиваля. По мнению обозревателя, советская кинематография показала себя на нем идейно зрелой и творчески состоятельной; осталось только научиться производить хорошую кинотехнику и кинопленку. Советские режиссеры отмечали «высокие технические качества заграничных картин», говорили, что фестиваль позволяет «организовать соревнование с зарубежным кинематографом». Кроме того, форум дал возможность завязать деловые и дружеские отношения с зарубежными деятелями искусства.

Однако из-за ухудшения международной обстановки и начавшейся войны следующего подобного фестиваля в Москве пришлось ждать почти четверть века. Впоследствии из-за большого разрыва первым решили считать «оттепельный» фестиваль 1959 года. Довоенный же форум вспоминали редко, как нечто пробное. Но именно фестиваль 1935 года положил начало традиции проведения в Москве престижных мировых форумов кино.