Раритет из почтового ящика

Раритет из почтового ящика

Раритет из почтового ящика
Раритет из почтового ящика
120 лет назад появилась первая открытка с видом Москвы

По сведениям филокартистов, первая открытка, посвященная Москве, вышла в свет в 1895 году. Так было положено начало летописи нашей столицы в открытках. За минувшие 120 лет отпечатано огромное количество почтовых карточек с различными видами Москвы. Выпускались отдельные открытки и большие серии, в качестве иллюстраций использовались репродукции фотографий, рисунков, картин и гравюр.

Открытка – это не просто бумажный прямоугольник, на котором написаны некие поздравительные слова. Старые открытки нередко содержат важную информацию. Здесь и автографы знаменитых людей, и интересные даты, и авторство фотографии, и марка издательства, и адреса, по которым биографы устанавливают место жительства того или иного человека. Многие краеведческие находки были сделаны после тщательного изучения надписи или изображения на открытке. Во все уголки земного шара рассылались почтовые карточки с видами Москвы. Сегодня открытки первой половины ХХ века с видами столицы – ценный материал по истории и архитектуре. Фотографии для них подчас делались специально, отличными профессионалами и в редких, нигде более не встречавшихся ракурсах. «Давайте вместо путеводителя возьмем с собой почтовые открытки и отправимся в путешествие по таким знакомым всем нам московским улицам... Сколько нового и незнакомого встретится нам в пути!» – пишут в своей книге исследователи Яков Белицкий и Георгий Глезер.

По их наблюдению, одно из первых изображений древнего герба Москвы встречается на открытке 1913 года. Правда, Георгий Победоносец здесь выглядит непривычно. Художник Георгий Нарбут нарушил официально утвержденную композицию герба, зато попытался напомнить о его первооснове. «Глядя на эту открытку, мы вновь вспоминаем о добром молодце, о храбром богатыре, о землепашце Егории и даже не сразу находим в композиции ее непременный атрибут – нимб вокруг головы воина», – отмечают историки.

В разные годы выпускались открытки с видами улиц и площадей, новых зданий и скульптур, храмов и мостов, с изображениями представителей разных профессий (сапожник, сбитенщик, трубочист), памятных мест города. Коллекционерам известны открытки с фотографиями Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года, радиостанции имени Моссовета с башней Шухова, раритетный цикл о «путешествии в Москву будущего» и серия, посвященная заводу АМО (на одной из них воспроизведены дореволюционные фото Тюфелевой рощи). Множество почтовых карточек посвящено Московскому Кремлю, его достопримечательностям. На некоторых из них можно увидеть не сохранившиеся постройки Кремля и Красной площади – Вознесенский и Чудов монастыри, собор Спаса на Бору.

В 60-е годы неоднократно издавались наборы открыток с репродукциями картин Аполлинария Васнецова – например, «Книжные лавочки на Спасском мосту в ХVII веке». Есть открытки, содержащие в своем изображении интересный краеведческий сюжет. Вот, к примеру, карточка 1906 года с портретом барона Владимира Ивановича Штейнгеля – участника войны 1812 года, декабриста, хозяина особняка в Гагаринском переулке с четырехколонным портиком и львиными головами у входа. Одна из главных заслуг Штейнгеля – участие в восстановлении Москвы после пожара. Вместе с архитектором Бове он многое сделал для того, чтобы при реставрации кремлевских строений воссоздать их изначальный облик. Защищая памятники Кремля, Штейнгель вступил в конфликт с влиятельными чиновниками и вынужден был оставить службу у московского главнокомандующего.

Ровно 100 лет назад была выпущена серия открыток с изображением только что сооруженного Братского кладбища: на одном из фото – могила сестры милосердия Ольги Шишмаревой, погибшей от ран на германском фронте. В подборке открыток «Литературные места Москвы» (1975) изображена среди прочего и «Погодинская изба», сооруженная в середине ХIХ века в Хамовниках. «Избе не повезло ни в краеведческой литературе, ни в открытках, посвященных московским достопримечательностям. На ней словно лежит тень тяжелой ссоры, которая произошла между некогда близкими друг другу людьми – Гоголем и Погодиным», – читаем в книге «Москва незнакомая». В 1947 году, к 800-летию Москвы, вышел цикл необыкновенно красивых открыток «Столица в гравюрах Василия Алеева».

Открытка из довоенной «детской» серии с изображением мальчика – уличного продавца газет вызвала в 1970-е годы череду публикаций читательских писем в «Вечерке». Москвичи-старожилы делились воспоминаниями, спорили, рассказывали, когда и где было сделано фото.

В 30-е годы выпускались сувенирные альбомы открыток, в том числе посвященные районам столицы. Открытку можно было легко изъять из такого альбома, оторвав ее по перфорации, и отправить адресату, а в альбоме оставался «корешок» с тем же сюжетом. Это были красивые видовые или событийные карточки, пусть и не отвечающие почтовым стандартам. Рассматривая их сегодня, можно многое узнать об облике и жизни города в то время.

Теги: #