Нас не засолишь

Нас не засолишь

Нас не засолишь

На «круглом столе» под названием «Зимние автодороги» выяснилось, что нынешний снежный зимний сезон чуть не оставил Москву без химических средств борьбы с гололедом. Плановые запасы реагентов закончились еще три недели назад. Пришлось опустошать резервный фонд и срочно закупать дополнительные препараты. Свою роль сыграл и административный фактор: к Москве присоединили новые территории.

Впрочем, снежный экстрим позволил провести эксперимент: коммунальщики сыпали на улицы все имевшиеся запасы реагентов – от простой пескосоляной смеси и каменной крошки до бишофита, «Нордекса», «Антиснега» и хлористого кальция модифицированного (ХКМ).

Много сил участники антигололедного консилиума потратили на то, чтобы развеять мифы о ядовитых кислотах, которые этой зимой особенно активно разъедали обувь москвичей, днища машин и офисный ламинат.

– Невозможно создать идеальный реагент. Все, на что способна сегодня наука, это комбинировать химические компоненты. Люди жалуются, что противогололедные реагенты становятся причиной химических ожогов. Это полная чушь! Химические ожоги вызывают только такие агрессивные соединения, как кислоты, щелочи, ангидриды или нитраты в больших концентрациях. Соли противогололедных реагентов ожогов не вызывают. Они не намного вреднее обычной воды, – подчеркнул кандидат химических наук, член экспертной группы химико-экологической общественной экспертизы Михаил Рейнов.

– Существует технология правильной эксплуатации реагентов. При соблюдении необходимых требований экологических проблем не возникает. Надо понимать, что почва также обладает свойствами самоочищаться. Засоленность ее к концу лета, как правило, снижается и входит в норму, – поддержала господина Рейнова научный сотрудник лаборатории гигиены почвы НИИ им. Сысина РАМН Мария Водянова.

Как выяснилось из дальнейшей дискуссии, идеального реагента нет еще и потому, что тротуары и проезжую часть в городе надо обрабатывать разными веществами.

– В принципе, реагенты с автодорог на газоны вообще не должны попадать, – разъяснила ситуацию начальник службы эксплуатации дорог управления «Мосавтодор» Анна Бартенева. – Иная ситуация со снегом, убранным с тротуаров. Его разрешается сваливать на газоны.

По существующим нормам «дорожные» жидкие реагенты (в первую очередь ХКМ) считаются более агрессивными, чем смесь песка, мраморной крошки и технической соли, которыми сейчас посыпают тротуары. Но едкий раствор ХКМ с антикоррозийными присадками и калийные соли тем не менее попадают и на тротуары. А каменная крошка и техническая соль с пешеходных дорожек разносятся на проезжую часть, царапая кузова машин и вызывая ржавчину (соли натрия и калия – мощнейший катализатор коррозии). Специалисты видят выход в применении гранулированных увлажненных реагентов на основе формиата натрия (NaHCO2). Это мощный ингибитор коррозии.

– В этом году на столичных тротуарах применяют формиат натрия – соль муравьиной кислоты, а в качестве фракционного материала – мраморную крошку, не приводящую, в отличие от гранитной, к поломкам эскалаторов метро, – отметил зампредседателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин.

Специалисты и коммунальщики пока не пришли к общему мнению относительно использования нового реагента бишофита – водного хлорида магния. Кроме дорожного хозяйства бишофит применяют в оздоровительной медицине и SPA. Как противогололедный реагент, он используется во многих городах Германии и странах Скандинавии. По сравнению с технической солью бишофит менее агрессивен в плане коррозии, однако более вязок и вызывает скольжение.

На столичных дорогах в этом году его почти не использовали. В октябре ряд СМИ со ссылкой на письмо главы департамента ЖКХ Андрея Цыбина сообщили, что новый реагент не успевает пройти государственную экологическую экспертизу до проведения аукциона на закупку дополнительных противогололедных материалов.

Впрочем, споры о пользе и вреде того или иного реагента чаще всего имеют цель лоббирования интересов определенных производителей и препаратов для госзакупок. Чтобы перекрыть коррупционный канал власти приняли решение об отмене их товарного наименования. «Экспертиза, давая заключения о составе и техническом использования реагентов, обязана применять только общеупотребительные названия химических веществ, – пояснил господин Шингаркин. – В результате ни к одному из участников рынка чиновники не смогут отнестись предвзято».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Антон Кульбачевский, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы:

– В прошлом году мы проводили работы по комплексному мониторингу воздействия противогололедных реагентов на природные среды. Превышения нормативов в пробах почв, отобранных вблизи автомагистралей, по веществам, входящим в состав реагентов, составляют не более 1%. В то же время в связи с увеличением перечня реагентов в 2012 году отмечен рост содержания натрия в снежном покрове, почвах, вегетативных частях придорожной растительности. Необходимы меры по снижению воздействия реагентов на окружающую среду. На мой взгляд, лишь от 5 до 10% применяемых реагентов оказывают это влияние. Я скажу больше: технология по уборке дорог, используемая в Москве, является передовой не только в России, но и во всем мире. У нас учатся многие северные мегаполисы.

Теги: #