«Наши проекты куда более масштабные, чем «Большой Париж»

«Наши проекты куда более масштабные, чем «Большой Париж»

О разнице между Парижем и Москвой

Проект «Большая Москва» – развитие транспортной инфраструктуры этой территории, включая метро и железнодорожный транспорт, – конечно, во многом навеян «Большим Парижем». Но что отличает стенд Москвы от многих других стендов, в частности парижского? Многое из того, что я видел на этих стендах, по-прежнему остается в проектах и на чертежах. В частности, строительство Большого парижского кольца железной дороги, насколько я понял, так с мертвой точки и не сдвинулось по разным причинам. Мы за это время ушли очень далеко, создав проекты и по физическим объемам, и по финансам более масштабные, чем «Большой Париж», причем не только продекларировали их, но уже приступили к строительству. Более того, мы уже начинаем вводить в строй первые десятки километров метро, а всего хотим до 2020 года построить 150 километров линий метрополитена (это 50 процентов от существующих объемов) и 240 километров новых железнодорожных линий, которые свяжут Москву и Подмосковье.

О новой системе заключения контрактов

Совершенно объективно: Москва – самый динамично развивающийся мегаполис среди европейских городов. Темпы и объемы строительства в нашей столице, ее потенциал не могут не привлекать инвесторов. На выставке в Канне мы рассказали о самых интересных проектах, о тех направлениях, куда можно инвестировать. Это и гостиницы, и торговые центры (несмотря на их кажущееся обилие, их все равно не хватает Москве), объекты спорта, здравоохранения, то же жилье и так далее. Другой вопрос, где это строить. В историческом центре, конечно, строительство минимизировано – здесь мы достраиваем те проекты, которые уже были подтверждены, причем стараемся строить меньше офисов и больше жилья, чтобы сбалансировать существующую диспропорцию. На окраинах, напротив, возводим больше офисов. А вот территория новой Москвы, где две трети земельных участков должны остаться рекреационными, будет застраиваться уже по уму – так, чтобы рабочие места и жилье были сбалансированы, чтобы люди не мотались туда-сюда каждый день, по два часа теряя на дорогу, а жили там, где работают. Я встречался с целым пулом инвесторов, они с большим интересом выслушали информацию о том, что мы собираемся проводить конкурсы на контракты жизненного цикла по покупке подвижного состава для метро. Эти контракты общей стоимостью 17–20 млрд долларов, конечно, не могут не вызывать интерес. Что хотят от нас инвесторы? Предлагают давать больше информации о проводимых конкурсах и продаже городской недвижимости, по их мнению, тех roadshow, которые мы проводим, недостаточно для получения полного объема информации. В этих целях мы меняем систему проведения контрактов на продажу городской недвижимости. Мы, по сути дела, убираем всех подрядчиков, оставляем собственные учреждения под эгидой департамента конкурентной политики и будем самостоятельно проводить эти конкурсы. К сожалению, те подрядчики, которые это раньше выполняли, делали это, на наш взгляд, не всегда добросовестно.

О переезде в новую Москву федеральных ведомств

Образовательный кластер будет там обязательно. Мы только что подписали соглашение о безвозмездной передаче Москве 300 га в районе Коммунарки для создания и строительства там медицинского, образовательного и делового кластеров. Что касается переезда правительства, то если будет принято такое окончательное решение, место найдется и для правительственных чиновников. При этом, не дожидаясь решения о переезде правительства, мы активно занимаемся территориальным планированием, созданием рабочих мест, проектированием образовательных и медицинских центров. Мне кажется, это больше интересует москвичей, чем переезд или не переезд чиновников.

О преобразовании промышленных зон

В Москве 15 000 гектаров промышленных территорий – огромный объем. Половина из них в соответствии с Генпланом должна быть реорганизована. В этом году мы планируем подготовить 17 таких проектов. Например, возле Тушинского аэропорта, где сейчас заброшенные производства, пустырь, рынок и так далее, начали строить стадион «Спартак». Как только появилась новая точка роста, вокруг закипела жизнь, появились другие проекты – сегодня там планируется создание целого спортивного кластера: малых и больших стадионов, скверов, беговых и велосипедных дорожек и так далее. Конечно, за счет бюджета сделать все невозможно. Родился проект комплексного преобразования территории, который помимо спортивной составляющей включает в себя и жилье, и офисы, и транспортно-пересадочный узел. Это будет один из крупнейших проектов в городе – скоро вынесем его на общественные слушания.

О будущем стадиона «Лужники»

Мы хотели бы обойтись вариантом минимальной реконструкции «Лужников». Пока ведем консультации с ФИФА, возможно ли провести чемпионат мира по футболу без коренной ломки этого стадиона. К сожалению, консультации идут сложно, но, надеюсь, в течение месяца-двух мы получим окончательный ответ. Исходя из него, и будем принимать решение: либо коренная реконструкция, либо небольшая достройка – второе, конечно, лучше, мы бы хотели сохранить этот замечательный стадион в первозданном виде.