От частного к государственному

От частного к государственному

От частного к государственному

Ради градостроительного развития

Законопроект «Об особенностях регулирования земельных правоотношений на присоединенных к Москве территориях…» был подготовлен группой московских депутатов: Владимиром Ресиным, Людмилой Швецовой и Николаем Гончаром. В пояснительной записке к документу отмечается, что он разработан «в целях создания наиболее благоприятных условий для градостроительного развития присоединенных территорий». Другими словами, речь идет о механизме изъятия земельных участков под инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру, без которой невозможна комплексная застройка «Большой Москвы».

По данным департамента земельных ресурсов, на прирезанных землях в частной собственности находится около 69 тыс. га, и лишь 4 тыс. га принадлежит горадминистрации. «Сегодня изъятие того или иного участка занимает от полутора лет и более. Внесенный в Думу документ позволит оптимизировать эту работу и сократить сроки освобождения площадок под госнужды», – подчеркивают в ДЗР.

Строительный потенциал новых столичных земель эксперты оценивают в 100 млн кв. метров жилой и коммерческой недвижимости. На присоединенных территориях предполагается создать 12 «точек роста», в том числе финансово-деловой центр, кластеры исследований и инноваций, а также университетский, медицинский и рекреационно-туристический кластеры. «Новые центры деловой активности должны быть обеспечены всей необходимой инфраструктурой. Закон очень нужен столице, перед которой стоит небывалая по масштабам задача освоения присоединенных территорий. Важно не затормозить развитие новой Москвы, как можно скорее привести уровень жизненного комфорта на присоединенных землях в соответствие с их высоким столичным статусом», – отмечает Владимир Ресин.

В московской мэрии, которая прежде всего была заинтересована в скорейшем принятии документа, рассчитывали, что он вступит в силу уже в начале 2013 года, однако предлагаемый порядок изъятия земель вызвал массу нареканий. Ко второму чтению депутаты подготовили 172 поправки, из которых 142 были приняты, а 30 – отклонены.

Захватили и Московскую область

Идеология документа была сохранена, но по сравнению с первоначальным вариантом он был существенно видоизменен. Парламентарии внесли в закон одну «репрессивную» поправку: упрощенный порядок отбора земли под строительство транспортных объектов был распространен на всю Московскую область. «Мы можем сколь угодно улучшать ситуацию в Москве, но если мы синхронно не изменим ситуацию в Подмосковье, то никакого эффекта не добьемся. Поэтому часть норм законопроекта распространена на Московскую область», – поясняет первый заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум.

Полномочия по резервированию и изъятию земель под объекты транспортной инфраструктуры федерального значения останутся у правительства РФ (прежде на территории новой Москвы их планировалось передать столичной мэрии). По региональным объектам за процедуру будут отвечать органы исполнительной власти соответственно Москвы и Московской области.

В остальном депутаты пошли по пути либерализации закона. В частности, были увеличены сроки изъятия земельных наделов у правообладателей: если первоначально на процедуру подписания соглашения об условиях выкупа участка отводился один месяц, то теперь у собственника на это будет три месяца. Лишь по истечении этого срока власти смогут обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка.

В документе также появилась норма о том, что права на изымаемое недвижимое имущество прекращаются после возмещения стоимости объектов или причиненных убытков. Правда, порядок выплаты компенсаций остался прежним: возмещение планируется выплачивать преимущественно в денежной форме, земельные участки и жилье взамен утраченных будут предоставляться только при их наличии. При этом новая недвижимость не должна быть дороже изъятой больше чем на 30 процентов.

Еще одна важная поправка касается сроков отчуждения земли. До 31 декабря 2015 года изъятие участков допускается при отсутствии документов территориального планирования. На присоединенных к столице территориях эта норма распространяется на все объекты федерального и регионального значения, которые власти утвердят отдельным списком, в Московской области – на транспортные сооружения. Действие упрощенного порядка обращения с земельными участками ограничивается 1 января 2020 года, в то время как ранее предполагалось, что этими правилами власти смогут пользоваться бессрочно.

«Это выгодно застройщикам»

Несмотря на то что в целом закон обрел более демократичный вид, накал критики со стороны парламентской оппозиции слабее не стал. К примеру, депутат-эсер Галина Хованская полагает, что частичное распространение действия закона на весь столичный регион в корне меняет суть документа. «Это может породить серьезные социальные последствия в Московской области», – подчеркивает она. «Справедливая Россия» назвала принятый закон «актом глубочайшего неуважения к частной собственности», поскольку он нарушает две статьи Конституции и четыре кодекса – Жилищный, Гражданский, Градостроительный и Земельный. «Это выгодно чиновникам и застройщикам. С лендлордами власти договорятся, а что делать владельцам шести соток?» – возмущается депутат Хованская.

Коммунисты, в свою очередь, недовольны механизмом выплаты компенсаций. «Возмещения должны осуществляться только путем предоставления нового жилья, а не денежными выплатами. Иначе бомжей у нас станет больше», – убежден член фракции КПРФ Владимир Кашин. «Предусмотренная законом компенсация не может превышать стоимости изымаемой недвижимости более чем на 30%. Того факта, что цена земли на территории новой Москвы в течение прошлого года взлетела в 4 раза, авторы документа стараются не замечать. В итоге вместо изъятой дорогостоящей земли собственник частного дома получит крохи», – вторит член думского Комитета по аграрным вопросам, депутат от КПРФ Виктор Таранин.

Впрочем, в правительстве Москвы утверждают, что не заинтересованы в массовом изъятии земельных участков, поскольку в бюджете нет денег на компенсации. «При разработке проектов линейных объектов всегда запрашиваются кадастры на все земельные участки, по которым проходит трасса, чтобы обременения по изъятию были минимальными», – говорит глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. В мэрии напоминают, что в этом году в новой Москве начнется реконструкция двух дорог – в Коммунарке, а также между поселками Мамыри и Саларьево. Ни по одной из них изъятий земли у мелких собственников не планируется.

Теги: #