Выпускники школы «Самсон» – будущее России

Выпускники школы «Самсон» – будущее России

Выпускники школы «Самсон» – будущее России
Выпускники школы «Самсон» – будущее России
Анна Вирабова об одном из лучших частных учебных заведений Москвы, в котором соединились образование и медицина

В ближайшее время в Москве начнет работу новый детский сад для детей с ослабленным здоровьем, рассчитанный на 200 малышей в возрасте от двух лет. Он открывается на базе Центра образования «Самсон», который уже 23 года показывает поразительные результаты и по уровню образования своих учеников, и по состоянию их здоровья. Центр «Самсон» выполняет программу «Развитие здоровьесберегающего потенциала детей и подростков России» и является базовой школой кафедры гигиены детей и подростков педиатрического факультета Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Как сохранить здоровье российских школьников (сегодня более половины из них имеют те или иные патологии, а к окончанию 11-го класса число полностью здоровых детей уменьшается до 5–10%) и о роли учебного заведения в формировании ребенка корреспондент «МП» поговорил с создателем и директором школы «Самсон», доктором медицинских наук Анной Вирабовой.

 Вашему образовательному учреждению присвоен статус «школа здоровья». Что скрывается за этим термином?

– Когда 23 года назад мы открывали школу, то на все, что происходило в образовательном процессе, смотрели с позиции врача – полезно это или вредно для ребенка. В итоге наша школа стала местом, где соединились образование и медицина. Я создала учебную программу, которая соответствует всем требованиям ВОЗ и сочетает умственную нагрузку с физической. В школе «Самсон» используется комплексный здоровьесберегающий подход к ребенку. Например, он предполагает пять часов физкультуры в неделю, каждый пятый урок у нас – спортивный. Кроме того, мы очень внимательно подходим к вопросу питания детей. Еда подается на стол сразу после приготовления. При этом учитываем непереносимость тех или иных продуктов каждым ребенком, рекомендации врачей, вкусовые пристрастия, религиозные ограничения. Ежегодно в школе проходит обязательная диспансеризация, кроме общепринятых методов исследования используется кинезиология – это эффективнейшая безлекарственная телесно ориентированная терапия. Специализированный центр прикладной кинезиологии мы открыли восемь лет назад. Уже более 20 лет у нас работает стоматологическое подразделение. По большому счету родители здоровьем наших учеников не занимаются, этим занимается школа.

 А как вы контролируете нагрузку на учеников?

– Мы очень серьезно подходим к распределению нагрузки на уроках. В нашей школе, в отличие, может быть, от многих школ Москвы, учителя к каждому уроку пишут отдельный план. Практически все предметы преподаем по системе задачно-целевой формы обучения. Вместе с детьми учитель определяет цель урока и то, какие нужно решить задачи для того, чтобы ее достичь. Время урока точно распределено по минутам и даже по секундам, мы постоянно заставляем детей мыслить. Они должны не только освоить объем изучаемого материала, но и все время думать, отвечать на вопросы, которые ставит перед ними педагог. Это очень интенсивная работа, но несмотря на это, дети, которые проводят в школе целый день – с 9.00 до 18.30, а иногда и дольше, – не устают. У нас очень грамотно составлено валеологическое, здоровьесберегающее расписание, интеллектуально активные уроки чередуются с физической нагрузкой, психологическими паузами, есть три большие перемены на завтрак, обед и полдник, у дошкольников четырехразовое питание. Во второй половине дня дети занимаются в творческих студиях, спортивных секциях, предметных кружках: хореографии, синхронного плавания, карате, тенниса, шахмат, вокального пения и т.д.

 Такой комплексный подход к образованию и состоянию здоровья ребенка наверняка дает свои результаты.

– НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН проводил в нашей школе масштабное исследование в течение полутора лет. Состояние детей исследовалось утром до уроков, после первого урока, после пятого, а также в конце дня, недели, месяца. Когда результаты были готовы, их сравнили с аналогичными результатами других школ, лицеев и гимназий, где также уделяется внимание здоровью учеников. Наши дети дали лучшие показатели по общему самочувствию, состоянию здоровья, они реже болеют. Есть и еще один интересный факт. Обычно пик активности школьника приходится на понедельник, потом идет спад до среды, а начиная с четверга – небольшой подъем. У нас картина оказалась другая – в понедельник, после разбалансированных выходных активность учеников самая низкая, затем, когда ребенок входит в режим, она растет и всю неделю держится на одном, довольно высоком, уровне. А пик активности приходится на среду. Эти исследования подтвердили результативность программ и принципов, которые мы воплощаем в жизнь. Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков В.Р. Кучма даже сказал, что он посещал много учебных заведений, которые называли себя «школами здоровья», но реальную «школу здоровья» он впервые увидел в стенах «Самсона». Правильно организованная жизнь – режим обучения, питания, спортивных мероприятий – все это создает условия для того, чтобы наши дети чувствовали себя сильными и здоровыми.

 И умными, ведь основная задача школы – дать образование.

– 100% наших учеников поступают в вузы. В 2014 году выпускники Центра образования «Самсон» показали один из лучших результатов сдачи ЕГЭ среди московских школ. Наши дети постоянно участвуют и занимают призовые места во всех видах олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов, которые проводятся в России, в Москве и в нашем Южном округе. В прошлом году по результату Общероссийской олимпиады школьников наша ученица заняла первое место по иностранным языкам и была досрочно зачислена вуз. Кроме того, ребята в нашей школе очень мотивированы на обучение. Многие родители, чьи дети перевелись в «Самсон» из других учебных заведений, говорят: «После того как ребенок начал учиться у вас, он захотел ходить в школу, раньше такого не было. А в воскресенье он даже скучает по школе». Если у наших детей есть мотивация, есть стремление активно включаться в учебный процесс, значит, мы идем по правильному пути. Чтобы этого достичь, нужно учитывать много факторов – и отношение к ребенку, и среду, которая создана вокруг него, и взаимоотношения между учащимися, между педагогами и детьми.

 Мы с вами беседуем накануне Дня учителя, в связи с этим вопрос – трудно ли было найти педагогов, способных воплотить в жизнь вашу программу?

– Честно говоря, когда мы открывали учебное заведение для своих детей и детей сотрудников компании «Самсон», не думали, что найти учителей будет так сложно. Я предполагала, что главное – создать условия, обеспечить финансирование, организовать учебный процесс, а люди придут и будут работать. Но оказалось все не так просто. Наша школа отличается от других тем, что в ней нет общей массы детей, а есть отдельные личности. Весь учебный процесс построен таким образом, чтобы персонально ориентироваться на каждого учащегося. Для этого в школе работает Центр психолого-педагогического сопровождения. Бывали случаи, когда педагог с серьезным званием, стажем, умеющий работать с большим количеством учеников не мог ориентироваться на индивидуальные потребности и возможности отдельного ребенка. Не каждый, даже заслуженный, учитель России на это способен. К счастью, нам удалось найти необходимых педагогов, многие работают у нас и 5, и 10, и 20 лет. При этом они участвуют в научных конференциях, пишут научные статьи. Кстати, от других наша школа отличается еще и тем, что профильное ориентирование – на гуманитарные или точные науки – у нас начинается с 6-го класса. А в 10–11-м классе дети начинают интенсивную подготовку к выбранному вузу, у каждого ученика есть своя индивидуальная программа.

 В дошкольном образовании вы используете эти же методы, можно ли ваш детский сад назвать «детским садом здоровья»?

– Конечно. У нас есть опыт приема и программы развития для детей от полутора лет. Даже самые маленькие у нас очень хорошо себя чувствуют и развиваются. И уход, и обучение, и отдых организованы на самом высоком уровне. Кроме того, в ноябре мы открываем новый детский сад на улице Ялтинской, дом 9. Он будет ориентирован на детей с ослабленным здоровьем. К сожалению, здоровых детей у нас очень мало, 85–95% имеют ту или иную патологию. Причем это не значит, что ребенок или его родители что-то не так делают, многие дети рождаются с такими проблемами. Сейчас очень нужны специализированные детские сады. Здание для детсада школа получила еще в 1996 году. Это был разваливающийся остов бывшего детского сада. Мы реконструировали его, провели перепланировку, достройку и модернизацию имеющейся площади, обустроили спортивный комплекс с бассейном, спортивным, хореографическим и музыкальным залами, сделали все помещения, лестницы и санузлы доступными для инвалидов.

 Есть ли у вас планы по дальнейшему расширению?

– В скором времени должна открыться билингвистическая школа на Лазурном Берегу Франции. Дети в ней будут изучать предметы французской и российской школьной программы. Планируется обмен опытом, учениками. Кроме того, я хотела бы открыть лагерь для детей, который будет работать все лето. Пока в школе «Самсон» такой лагерь действует лишь в июне. Сейчас появляется все больше молодых бабушек, у которых своя жизнь, работа, и родителям зачастую не с кем оставлять детей в летнее время. При этом любому родителю хочется, чтобы ребенок не просто отдыхал где-то или сидел за компьютером, а проводил время с пользой для себя, для своего здоровья, интеллекта.

Редакция «Московской перспективы» поздравляет Анну Вирабову и всех педагогов школы «Самсон» с Днем учителя (он отмечался в минувшее воскресенье) и желает счастья, здоровья, новых проектов и творческих успехов.

Теги: #