Ставка на главный путь - Московская перспектива

Ставка на главный путь

Ставка на главный путь

По оценке заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, объем инвестиций без учета строительства ТПУ составит около 300 млрд рублей.

В последнее время власти Москвы все больше внимания уделяют общественному транспорту, ведь им пользуются, несмотря на большое количество автомобилей (4,5 млн единиц), 80% москвичей. Приоритет отдается внеуличному транспорту – метро и электричкам, так как они наименее зависимы от столичных пробок. В связи с этим горадминистрация активно взаимодействует с ОАО «РЖД» – транспортная компания имеет развитую сеть железнодорожных путей. С одной стороны, это большой плюс, поскольку обеспечивается транспортная связь центра Москвы с периферийными районами столицы и городами Московской области. С другой – Москва представляет собой территорию, разорванную на лоскуты радиальными направлениями железной дороги, переездов через которые на сегодняшний день построено недостаточно. В результате перепробеги, совершаемые автомобилистами в российской столице, рекордные для мегаполисов Европы.

В этой связи власти Москвы и РЖД планируют до 2020 года построить 81 железнодорожный переезд.

Недавно было подписано соглашение о строительстве до 2017 года первых 10 переездов через железнодорожные пути, которые будут выполнены в виде мостов или тоннелей. Для этих целей в Адресной инвестиционной программе предусмотрено 10 млрд рублей. Согласно подписанному постановлению, ОАО «РЖД» займется разработкой проектов и выносом коммуникаций, а правительство Москвы – непосредственно строительством.

Половина из запланированных переездов (у станций Щербинка, Кокошкино, Крекшино, Рассудово, Внуково) – это «тяжелое наследство» недавно присоединенных к Москве территорий. «Пробки на переездах всегда были и до сих пор остаются одной из главных проблем дорожной сети области. Тот сектор, который достался Москве, не исключение. «Новые путепроводы позволят значительно улучшить поперечную связность и тем самым стимулировать автомобильные перемещения между районами без загрузки радиальных магистралей, – рассказал «МП» первый заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков. – Строительство новых переездов особенно актуально в связи с тем, что согласно другому соглашению столичной мэрии и РЖД, в ближайшие годы планируется построить 249 км новых железнодорожных путей».

Такое количество необходимо для того, чтобы организовать непрерывное движение поездов. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, пригородные электрички должны стать альтернативой метро по качеству обслуживания пассажиров и интервалу движения поездов. «Мы взяли в работу шесть радиальных направлений, – рассказал журналистам Марат Хуснуллин. – Это Курское, Савеловское, Горьковское, Казанское, Ярославское и дополнительно Киевское. К тому же мы сегодня стали прорабатывать вопрос Рижского направления с учетом развития территории Рублево-Архангельского». Кроме того, сегодня достраивается новый главный путь на Октябрьском направлении МЖД, который позволит организовать движение поездов по маршруту Ленинградский вокзал – Зеленоград с интервалом не более пяти минут. Эти меры, по словам Марата Хуснуллина, должны увеличить количество пассажиров на железной дороге на 30%. Рост наблюдается уже сейчас: в 2011 году их было 450 млн, а в 2012-м – уже 600 миллионов.

Плюс к этому активная работа развернута по организации пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги. Специально для этого было создано ведомство, в которое вошли представители РЖД и правительства города. Сейчас активно ведутся строительные работы, которые должны завершиться уже в 2015 году. На МКЖД появится 31 остановочный пункт, из них 19 будут крупными транспортно-пересадочными узлами: 12 – с пересадкой на метрополитен, 6 – на радиальные железнодорожные направления и один – на оба вида транспорта одновременно. «До конца 2015 года планируется открыть железнодорожное сообщение на Московской кольцевой железной дороге, – рассказал глава департамента транспорта Максим Ликсутов. – Это даст серьезный импульс для развития территории города, прилегающей к дороге, с учетом возможностей транспортной инфраструктуры». По оценке господина Ликсутова, железнодорожным кольцом смогут пользоваться ежегодно более 250 млн пассажиров. На реализацию проекта власти планируют потратить 54 млрд рублей.

Сергей Собянин заметил, что в результате развития городских пассажирских железнодорожных перевозок и метрополитена получится две дополняемые друг друга транспортные сети. Поэтому главная задача – увязать их между собой, «чтобы это был фактически интегрированный вид транспорта», – отметил мэр. Именно поэтому, кстати, при проектировании второго кольца московского метро, так называемого Третьего пересадочного контура (ТПК), его северную часть расположили ближе к нынешней кольцевой ветке подземки, чем южную. Ведь МКЖД, наоборот, на севере проходит дальше от центра города, чем на юге. «Если бы мы подняли Третий пересадочный контур вверх, то два пересадочных контура (ТТК и МКЖД. – Прим. ред.) слились бы в один коридор. Тогда вся эта стройка была бы бессмысленной. А так мы имеем два кольца, которые нанизываются одно на другое и охватывают большую часть города», – отметил Сергей Собянин.

В этой работе московский транспортный узел будет очень похож на парижский. «Проект «Большой Париж», если вы его визуально возьмете, – это развитие наземного железнодорожного транспорта и метрополитена. – рассказывает Сергей Собянин. – Если вы просто положите две схемы развития нашей транспортной системы – железнодорожной и метрополитена – и «Большого Парижа», увидите, что они практически одинаковые: там тоже два больших кольца – наземное железнодорожное и подземное – метро».

Также власти Москвы и ОАО «РЖД» активно взаимодействуют при строительстве транспортно-пересадочных узлов. По словам Марата Хуснуллина, всего РЖД построит 74 ТПУ вблизи объектов железнодорожной инфраструктуры, из которых 31 вдоль Малого кольца Московской железной дороги. (Подробнее см. материал на стр. 10.)

В общей сложности, рассказал глава столичного стройкомплекса, объем инвестиций в объекты железнодорожного транспорта без учета возведения ТПУ составит около 300 млрд рублей. В результате власти ожидают, что эти меры серьезно разгрузят метрополитен и дороги столицы.