Пробки останутся внизу - Московская перспектива

Пробки останутся внизу

Пробки останутся внизу

Руководитель Ассоциации вертолетной индустрии России Михаил Казачков уверяет, что «не за горами тот день, когда над столицей будут летать десятки пассажирских вертолетов». Корреспондент «МП» Анастасия Арефьева оценила перспективы нового вида транспорта и возможности появления других альтернативных видов перевозок пассажиров.

В Кремль на вертолете

В Тайницком саду Кремля уже построили вертолетную площадку. Как рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, прежде чем оборудовать ее именно в этом месте, были проведены тщательные исследования – не нанесут ли взлеты и посадки вертолета (глава государства пользуется вертолетом Ми-8) вред древним сооружениям Кремля.

«Место площадки так просчитано, что исключено какое-либо влияние на архитектурные памятники даже при использовании тяжелой техники», – заверил господин Песков. По воздуху в Белый дом неоднократно добирался и премьер-министр Дмитрий Медведев. Фотографии Москвы с высоты птичьего полета и вертолетной площадки около Белого дома глава кабинета министров публиковал на своей страничке в Instagram.

Но очевидно, что эти меры вряд ли приведут к уменьшению масштаба московских пробок. «К глобальным изменениям это привести не может, – считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. – Однако будут какие-то локальные улучшения, например, на подъезде к Боровицким воротам, в районе Каменного моста. При этом я сомневаюсь в возможности использования вертолетов как пассажирского вида транспорта». Руководитель Ассоциации вертолетной индустрии России Михаил Казачков сообщил, что в настоящее время рассматривается вопрос об отмене запрета на полеты над столицей для гражданской авиации. «Ассоциация вертолетной индустрии и Комиссия при президенте по развитию авиации общего назначения активно занимаются тем, чтобы преодолеть эти бюрократические барьеры, – отметил господин Казачков. – Вертолетные площадки могут появиться в русле Москвы-реки на плавучих пристанях. Соответствующие проекты уже подготовлены совместно с Ассоциацией судовладельцев».

Напомним, в конце прошлой неделе был открыт первый в России вертолетный порт. Воздушные ворота разместили на крыше МВЦ «Крокус Экспо». Здесь оборудованы полноценные зоны досмотра и регистрации, бизнес-зал. Также в стадии оформления документов – еще две вертолетные площадки, которые будут находиться внутри МКАД.

Кстати, за последнее время в столице появилось большое количество компаний, которые предлагают услугу «вертолетное такси». Воздушные полеты пользуются спросом в основном у бизнесменов, руководителей крупных компаний и топ-менеджеров. «Чаще всего наши клиенты летают в аэропорты и в деловые поездки в Подмосковье, – пояснил Антон Стасенко – менеджер по полетам одной из московских компаний. – Полеты организуются от МКАД. Наиболее актуальны маршруты: Москва – «Домодедово», Москва – «Внуково». Что касается загородных полетов – спросом пользуется восток Подмосковья. Объяснить такое предпочтение просто: в восточную часть области нужно ехать по Горьковскому шоссе, а оно одно из самых загруженных».

Однако путешествие на вертолете может позволить себе не каждый – цена авиабилетов бьет по карману. Например, полет от МКАД до «Домодедово» стоит от 26 до 75 тыс. рублей. Конечно, в перспективе развитие «вертолетного такси» выглядит весьма заманчиво. Однако и в небе тоже существуют «пробки». «Если летят высокопоставленные чиновники, небо «закрывают» в радиусе 100 км, – поясняет господин Стасенко. – Остальные «аэротакси» по 40 минут ожидают разрешения на взлет».

Еще один вид транспорта, который можно запустить в Москве, – «речное такси». Напомним, еще в 2011 году был разработан пилотный проект так называемого «водного метро». Планировалось, что дорога по воде соединит станцию «Печатники» с «Китай-городом». Благодаря этому можно было бы разгрузить Люблинскую ветку подземки. Первые катера должны были начать пассажироперевозки еще в апреле 2012 года. Однако проект остановили из-за нехватки средств и подвижного состава. И вот сейчас чиновники вновь обсуждают возможность создания «речного такси». Об этом на днях сообщил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. Водный маршрут должен будет соединить Китай-город с Зарядьем и Кремлем. Причем главный зодчий столицы отметил, что развитие водного пассажирского транспорта станет отдельным проектом в Генплане города. «Необходимо обеспечивать движение по Москве-реке круглый год, чтобы она стала «городской улицей, – считает господин Кузнецов. – Это поможет превратить парк у Кремля, который должен появиться в течение трех лет на месте снесенной гостиницы «Россия», в активную точку посадки и высадки пассажиров. Надеемся, что число москвичей и туристов на Красной площади будет эквивалентно количеству людей на площади Сен-Марко в Венеции».

Конечно, говорить о «водном метро» пока рано. Речь, скорее, идет о разработке нового туристического маршрута. Да и разгрузить городские улицы с помощью речных трамвайчиков вряд ли удастся. Москва все-таки не Венеция и даже не Санкт-Петербург, где водное сообщение по сети каналов видится чем-то более реальным. «Если даже часть людей будет добираться на теплоходе из одного конца города в другой, это капля в море, – считает специалист «Столичной судоходной компании» Александр Ефремов. – К тому же водный транспорт дорогое удовольствие – стоимость поездки на современных скоростных судах обойдется в 500–600 рублей. Одно время действительно этот вопрос бурно обсуждался. Мы предлагали городу свои варианты содействия развитию транспортной инфраструктуры, однако дальше обсуждений дело не пошло».

Между тем до конца 2013 года может открыться маршрут «речного такси» по Москве-реке от города Жуковский до проспекта Маршала Жукова. Соответствующий проект рассматривается региональными властями. Чиновники обещают, что за один рейс такое такси (скорее всего выбор будет остановлен на скоростных речных судах типа «Ракеты») сможет взять на борт до 30 пассажиров.

Скоростной трамвай

На несколько лет столичные власти отложили и запуск линий скоростного трамвая. «Участков пути, где мало пересечений с другими дорогами, чтобы трамвай не стоял на светофоре, крайне мало», – говорит заммэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. Также он отметил, что запуск скоростного трамвая обязывает к строительству большого количества тоннелей и эстакад. Все это вылилось бы в крупную сумму денег, к тому же пришлось бы ломать сложившийся архитектурный облик столицы.

При этом «вторую жизнь» получил проект скоростного трамвая вдоль шоссе Энтузиастов в Балашиху. По сообщению гендиректора Городской транспортной системы скоростного трамвая Владимира Кондратюка, ряд крупных банков выразили готовность инвестировать в данный проект. Согласно плану маршрут запустят не ранее чем через два года. Протяженность путей составит более 20 километров. Причем, по оценке экспертов, на дорогу из Подмосковья будет уходить приблизительно 15–20 минут. Также рядом с путями планируется построить коммерческие объекты: офисы, кафе, торгово-развле-

кательные центры. Господин Кондратюк пояснил, что сейчас идет подготовка проектной документации для инвесторов. По его словам, сумма инвестиций оценивается в 7–14 млрд рублей. «Если банки согласятся на предложенные условия, они смогут вернуть вложенные средства через 15–18 лет», – уверен Владимир Кондратюк.

Также за счет частных инвесторов в столице может получить развитие монорельсовая дорога. Новую транспортную магистраль планируется построить от железнодорожной станции Бутово в Москве до подмосковного города Видное. Идея уже одобрена правительством Московской области. Протяженность ветки составит 14 километров. Всего по предварительным подсчетам для реализации проекта потребуется 250–280 млн евро.

Двухколесное такси

Среди новых видов такси – мотоцикл, велорикша и даже карета скорой помощи. Большее доверие пока завоевали мотоциклисты. В одной из компаний корреспондента «МП» заверили, что в среднем поездка с юга столицы на север займет 30–50 минут. «Мотоцикл, в отличие от автомобиля, имеет большую маневренность и может лавировать между рядами машин практически в любой пробке, – пояснил диспетчер службы мототакси. – Цены у нас вполне демократичные – 50 руб. за километр». Прокатиться, минуя пробки, можно и на велорикше. Впрочем, современные велокебы лишь отдаленно напоминают велосипеды – каждый из них снабжен электродвигателем. При этом средняя скорость составляет до 20 км в час. «Часто велокебы заказывают в качестве экскурсионного транспорта или на корпоративные мероприятия, – рассказал оператор одного из велотакси. – Стоимость от 100 руб. за километр». Также в последнее время в столице появилось большое количество частных медицинских центров, которые предлагают услугу «такси на скорой помощи». «Да, мы можем встретить вас из аэропорта, – заявил сотрудник одной из таких служб. – Один час обойдется в 3000 руб., также учитывается время ожидания в случае задержки рейса». При этом с юридической точки зрения наказать таких «бомбил» невозможно. Минздрав выдает частным клиникам лицензию на оказание медицинской помощи. При этом в документе не прописаны правила использования служебного автотранспорта.