От десяти миллиардов и выше - Московская перспектива

От десяти миллиардов и выше

От десяти миллиардов и выше

Уникальная усадьба (см. вынос), сохранившая дух старой, допожарной Москвы, переживает не лучшие времена и фактически находится на грани исчезновения. Дворец, изначально строившийся как летняя резиденция, не имеет системы отопления. В нем ни разу не проводилась комплексная реставрация. На протяжении XX века он пережил девять ремонтов, однако их, скорее, можно назвать латанием дыр. Подновляли лишь отдельные помещения, что породило новые проблемы. К примеру, отреставрированный кабинет Александра II имеет сейчас хорошую степень сохранности, однако посетителей сюда давно не пускают, поскольку ведущий к кабинету проход в аварийном состоянии – проваливается паркет, по стенам идут трещины. Такая же ситуация в Малиновой прихожей, ведущей в театральный зал.

В помещениях фондохранилища – еще более страшная картина. Экспонаты спасают от обрушения потолка, возводя специальные настилы. По словам руководителя департамента культурного наследия Москвы Александра Кибовского, дворец «едва не был потерян». В здании подтоплен фундамент, проседают фермы, несущая конструкция грозила рухнуть в любой момент. Приостановить процесс разрушения удалось только с помощью установки специальных подпорок, однако это лишь временные меры.

Впервые о комплексном ремонте усадьбы предметно заговорили в 2009 году, городскими властями даже было принято соответствующее решение. Чуть позже тогдашний мэр столицы Юрий Лужков потребовал провести работы в ускоренные сроки и завершить их к сентябрю 2011 года, чтобы отпраздновать в обновленной усадьбе 150-летие отмены крепостного права. Однако эти планы так и не осуществились. Вернулись к ним осенью 2012 года. На реконструкцию был выделен бюджет в 2,5 млрд рублей и дано два года срока. Предполагалось вывезти из обветшавшего дворца все экспонаты, отреставрировать его, а затем воссоздать постройки на территории парка. Однако в процессе разработки проекта выяснилось, что быстрой, простой и дешевой реконструкция не будет.

В объявленном правительством столицы конкурсе проектов реставрации усадебного комплекса победил вариант, разработанный мастерской архитектора Станислава Пошвыкина из Мос-

проекта-2. В конце апреля состоялась презентация проекта в Центре современной культуры «Гараж», а 15 мая он был представлен на суд экспертов Архитектурного совета Москвы. По словам Станислава Пошвыкина, при разработке проекта авторы старались максимально бережно подойти к сохранению уникального памятника истории и культуры. Усадьбу планируется восстановить практически в первозданном виде. Недавно решением московских властей «Останкино» были переданы прилегающие к нему с западной стороны 5,6 га земли, ранее входившей в состав усадебного комплекса. Когда-то здесь располагались возведенные в XVIII веке хозяйственные постройки. Их предполагается восстановить, сохранив внешний облик, но изменив назначение. В архивах музея сохранились все чертежи и планы, по которым возводились усадебные сооружения. Будут воссозданы кухонный флигель с подвалом, конный двор с хозяйственным флигелем, сенниками и денниками, гардеробный и садовый флигели, входной павильон, оранжереи. Единственное изменение ландшафта, на которое пошли архитекторы, – это углубление территории Конного двора на 4,2 метра. На углубленной территории будут проводиться массовые мероприятия, отсюда же можно будет попасть в расположенные по ее периметру подземные помещения. В них разместятся фондохранилище, реставрационные мастерские, выставочные галереи, лекторий и новый театр – копия расположенного во дворце исторического аналога.

В новом фондохранилище музей нуждается особенно остро. На сегодняшний день в «Останкино» хранится около 20 тысяч экспонатов – как изначально принадлежавших усадьбе, так и не связанных с ней: многие ценные предметы свозились в музей после революции, много пришлось переместить сюда и после того, как расположенная в усадьбе церковь Живоначальной Троицы была передана Московской патриархии. В результате почти половина дворца была закрыта для посетителей, поскольку там хранились экспонаты, которые также не могли быть представлены широкой публике.

После строительства нового фондо-хранилища появится возможность открыть для посещения больше залов дворца, наличие второй выставочной площадки сделает работу комплекса круглогодичной. В первозданном виде планируется воссоздать и усадебный парк. Не исключено, что в этом примут участие специалисты по ландшафтному дизайну из Лувра и Версаля. Возможно участие ведущих мировых специалистов и в других аспектах реконструкции усадьбы. Сейчас ведутся предварительные переговоры, проект уже получил высокую оценку экспертов Версаля и Сан-Суси.

Работы в хозяйственной зоне усадьбы планируется завершить к 2017 году. Дворец на это время будет закрыт специальным куполом и законсервирован, что убережет его от дальнейшего разрушения. Полностью завершить работу намечено к 2020 году, однако о сроках и архитекторы, и ответственные за проект чиновники предпочитают говорить с осторожностью. По их словам, никакой штурмовщины в этот раз не будет: если в ходе реконструкции выяснится, что потребуется больше времени и средств, обновленное «Останкино» москвичи увидят позже, но зато во всей красе.

Живая история

Первое упоминание деревни Останкино в документах относится к середине XVI века, а история самой усадьбы начинается в 1585 году. Ее владелец, думный дьяк Василий Щелкалов, строит боярский дом, закладывает деревянную церковь, обустраивает пруд и сажает рощу. В последующие два столетия усадьба многократно меняла владельцев, приходила в запустение, возрождалась и перестраивалась. В 1743 году Останкино переходит к графу Петру Борисовичу Шереметеву, самому богатому человеку в России того времени, а после его смерти, в 1788 году, к его сыну, Николаю Петровичу Шереметеву. С этого времени начинается расцвет усадьбы. Европейски образованный человек, страстно увлеченный театром, Николай Петрович приглашает известных архитекторов Ф. Кампорези, И. Старова, В. Бренна, Дж. Кваренги, по проектам которых и при участии команды крепостных архитекторов во главе с П. Аргуновым создается уникальный архитектурный ансамбль. Центральное место в нем занимает деревянный дворец-театр, построенный в стиле классицизма и оборудованный по последнему слову техники конца XVIII века. Трансформирующийся пол позволял быстро превращать театральную сцену в бальный зал, с помощью специальных механизмов менялись кулисы и декорации, создавались различные световые и звуковые эффекты. На этих подмостках выступала знаменитая театральная труппа крепостных актеров, созданная Шереметевым, здесь разворачивался его легендарный роман с примой его театра, крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. Уникальны интерьеры дворца, созданные в театральном духе и отмеченные особым изяществом. Осветительные приборы из хрусталя, бронзы, резная золоченая мебель, наборный художественный паркет поражают тонкостью работы. Многие предметы создавались по специальным заказам и эскизам самого графа Шереметева. Ему же принадлежали богатые собрания западноевропейской живописи, графики, скульптуры и фарфора. По приказу Николая Петровича в усадьбе был разбит Увеселительный сад, который сочетал в себе элементы регулярного и пейзажного парков: крытые аллеи, цветники, затейливо изогнутые дорожки, рощи, оранжереи, знаменитая горка «Парнас», с которой можно было любоваться дворцом и парком. Уникальность «Останкино» в том, что усадьба сохранилась со времени своей постройки в конце XVIII века до наших дней практически в неизменном виде. Большая часть помещений дворца остается в первоначальном состоянии, предметы интерьера до сих пор находятся на своих местах, даже бумажные обои на стенах – подлинные.

Елена Мамонова