Внимание, вас снимают - Московская перспектива

Внимание, вас снимают

Внимание, вас снимают
Внимание, вас снимают
На улицах города установлено более 140 тысяч камер видеонаблюдения, подконтрольных городским властям

Видеокамеры позволяют контролировать качество уборки и содержания территорий, определять скоростной режим автомобилей, помогают фиксировать номера машин, выехавших на полосу общественного транспорта, отслеживать состояние станций метрополитена и даже ситуацию в салоне трамвая.

Глазок в подъезде

«С 2012 года в Москве взамен системы обеспечения безопасности, существовавшей с 2001 года, внедряется общегородская система видеонаблюдения (ОСВН), – рассказала пресс-секретарь столичного департамента информационных технологий Елена Новикова. – Прежде камеры видеонаблюдения устанавливались и эксплуатировались за счет столичного бюджета. Видеоинформация стекалась в инженерно-технические центры районов. Здесь работали операторы, в задачи которых входила выдача архивных видеозаписей сотрудникам правоохранительных органов. Создание ОСВН происходит по другому принципу – сервисной модели оказания услуг. Департамент информационных технологий совместно с заинтересованными органами исполнительной власти определяет точки обзора и заказывает услуги по передаче видеоданных установленного формата и качества в единый центр обработки. Бюджетные средства не расходуются ни на закупку, ни на монтаж и эксплуатацию оборудования. Город покупает лишь транслирующуюся в режиме онлайн картинку».
Для обработки и хранения данных и для обеспечения доступа к ним создан единый центр хранения данных (ЕЦХД), где вся информация с камер сохраняется в течение пяти суток.
Основными пользователями системы видеонаблюдения являются органы исполнительной власти города, а также сотрудники правоохранительных органов. Устройства работают в круглосуточном режиме.
В подъездах камеры устанавливаются на уровне среднего роста человека – около 170 см. Чтобы наблюдать за двором, камеры крепят к фасадам и крышам. Источник сигнала должен обладать широкой возможностью управления сектором обзора и иметь угол наклона до 90 градусов, а фокус должен обеспечивать 10–30-кратное увеличение изображения. При видеонаблюдении за местами массового скопления людей используется панорамная камера 30-кратного увеличения с широким углом обзора.
Из общего числа видеоустройств во дворах сосредоточены более 20 тысяч, а в местах массового скопления людей – порядка 2 тысяч видеокамер.

Дорога под присмотром

Пресс-секретарь Центра организации дорожного движения правительства Москвы (ГКУ ЦОДД) Анастасия Писарь подчеркнула, что центр использует различные системы фото- и видеофиксации. «В одном случае это стационарные комплексы, расположенные на столбах освещения вдоль дорог. В конце 2013-го их было 800, – рассказала она, – а в этом году мы заканчиваем монтаж и пусконаладку оставшихся 400 систем. Таким образом, полностью удовлетворяем потребность города. Данные камеры определяют скоростной режим автомобилей, фиксируют номера машин, выехавших на полосу общественного транспорта, контролируют проезд грузового транспорта по городу. В другом случае это передвижные комплексы. Их пока пять, но планируется увеличение количества. Это такой легкий грузовой автомобиль, из крыши которого выдвигается камера фото- и видеофиксации. Подобные комплексы используются исключительно в ТиНАО, поскольку на этих территориях слабо развита инфраструктура».
Третий вид видеонаблюдения ЦОДД – это мобильные комплексы, так называемые парконы, которых на данный момент 310. Они контролируют территории платных парковок. Всю информацию камеры передают круглосуточно в онлайн-режиме в автоматизированные центры обработки фото- и видеофиксации правонарушений (ЦОФАП ГИБДД). При этом ни на парконе, ни в самой камере информация не сохраняется. «Поэтому различные заявления, что парконы уличены в жульничестве и подтасовке данных, это полная чушь, – заявляет Анастасия Писарь, – поскольку они только лишь фиксируют и передают данные. Когда камера сама вычисляет правонарушителя и «записывает» номер машины, это лишь первая стадия обработки данных, а вторая – когда сотрудники центра обработки документации изучают наличие нарушений, зафиксированных на фотоматериалах, и сверяют номера машин по базе данных. Случается и такое, что при неправильной парковке «умельцы» закрывают номера бумажками. Однако если несколько символов все же приоткрыто, то по марке модели и ее цвету можно попытаться вычислить автовладельца». И третья стадия, когда сотрудники либо ГИБДД, либо АМПП (служба эвакуации), либо МАДИ (Московская автомобильно-дорожная инспекция) выписывают штрафы. ГИБДД – за нарушение скоростного режима; проезд по выделенной полосе и неправильную езду грузового транспорта. АМПП – за неоплаченную, а МАДИ – неправильную парковку.
Все камеры ЦОДД закупает за свой счет и сам же занимается их обслуживанием. За 2013 год (по сравнению с 2012-м) количество ДТП со смертельным исходом снизилось на 24%. А общее количество ДТП по городу уменьшилось на 17%.
В ближайшей перспективе в интеллектуально-транспортную систему города будут включены более 2 тысяч камер телеобзора. Они устанавливаются на перекрестках и подключаются к ситуационному центру. Если датчики детектора транспорта покажут, что где-то образовалось большое скопление машин, операторы из диспетчерского центра наведут камеры на отмеченный участок трассы. В случае аварии сигнал поступит в службу ГИБДД, а если сложилась иная ситуация, сигнал поступит в другую соответствующую службу. Полностью информационно-транспортная система (ИТС) будет запущена в конце года.

Подземное видео

«Видеокамеры сегодня установлены на всех станциях метрополитена, – рассказали «Московской перспективе» в пресс-службе столичной подземки. – Они находятся на балансе нашей компании. Мы их сами приобретаем и обслуживаем. Сотрудники информационно-аналитического центра отслеживают и анализируют ситуацию. Они могут вывести на экран в реальном режиме картинку любой станции – вестибюль, платформу, эскалаторы. А вот видеонаблюдение в вагонах ведется пока только на Кольцевой, Сокольнической и частично Замоскворецкой линиях. В перспективе подобными камерами видеонаблюдения будут оборудованы все линии».
Пока же пассажир, если возникнет внештатная ситуация, может бесплатно позвонить в диспетчерскую с установленных на станциях сине-красных терминалов. У дежурного на больших экранах сразу появится живое изображение, переданное установленными на конкретной станции камерами, чтобы он в разных ракурсах мог его рассмотреть.
Вся видеоинформация стекается в центр обработки данных. Ее предоставляют только МВД, следственным и прочим государственным органам.

Автобусы-шпионы

«Новые автобусы поставляются сегодня в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы на 2012–2016 годы», – объявили в пресс-службе ГУП «Мосгортранс». – Машины оборудованы несколькими камерами видеонаблюдения, которые позволят фиксировать нарушения автомобилистов, в частности, езду и парковку на выделенной полосе. Далее полученная информация напрямую направляется в ЦОДД и ГИБДД. Подобная мера намного эффективнее работы стационарных систем фото- и видеофиксации, поскольку автомобилисты чаще всего знакомы с ситуацией на конкретном участке дороги и стараются нарушить правила дорожного движения в тех местах, где приборы не могут это нарушение зафиксировать. Благодаря системе видеонаблюдения у автобуса теперь нет непросматриваемых зон».
Что касается салонов новых автобусов, то они оборудуются, как правило, одной, а трамваи – двумя камерами видеонаблюдения.