Китайский подход

Китайский подход

Китайский подход
Китайский подход
Власти Москвы учтут опыт азиатских мегаполисов при строительстве ТПУ

Москва пересмотрит подход к проектированию транспортно-пересадочных узлов и планированию прилегающей к ним территории с учетом опыта китайских мегаполисов. Об этом на встрече с журналистами рассказал заммэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. В частности, планируется рассмотреть возможность создания самодостаточных микрорайонов около крупных мини-вокзалов. По словам экспертов, такая градостроительная политика позволит привлечь к строительству ТПУ больше инвесторов.

Классических транспортно-пересадочных узлов, представляющих собой пассажирские терминалы, объединяющие станции внеуличного и наземного общественного транспорта, в Москве нет, сообщил Марат Хуснуллин. Прежние попытки построить ТПУ в столице оборачивались возведением очередного торгового центра. Избежать дальнейших ошибок – одна из целей посещения КНР московскими чиновниками. «С точки зрения строительства – проблем нет. Заливать бетон и выполнять отделку мы хорошо умеем. А вот тому, как выстроить логистику, транспортные потоки, правильно использовать подземное пространство, мы должны поучиться у китайцев», – говорит Марат Хуснуллин.
В Китае делегация правительства Москвы посетила несколько ТПУ. Среди них Южный вокзал Пекина, который был построен еще в 1897 году. В середине 2006 года его закрыли на реконструкцию, с тем чтобы два года спустя открыть здесь самый большой железнодорожный вокзал в Азии. Теперь этот ТПУ состоит из пяти этажей: двух надземных и трех подземных. На втором и третьем подземных этажах расположены две линии метро, на первом надземном этаже – платформы железной дороги. Компактность объектов транспортной инфраструктуры позволяет пассажирам легко переходить с одного вида транспорта на другой.
Также московские чиновники посмотрели, как устроены ТПУ в Шанхае и Гонконге. «Вокруг них китайцы концентрируют максимальное количество недвижимости и стараются как можно больше видов транспорта увязать в одном месте. В результате получаются объекты недвижимости, хорошо обеспеченные инфраструктурой – рассказал Марат Хуснуллин. Такие проекты, по его мнению, можно реализовывать и в Москве.
Сейчас одна из главных проблем взаимодействия с потенциальными инвесторами строительства ТПУ заключается в том, что очень сложно найти баланс интересов. По словам гендиректора ОАО «МКЖД» Михаила Хромова, бизнес хочет, чтобы пассажир как можно дольше находился на территории мини-вокзала, чтобы он посетил как можно больше торговых точек. Власти столицы, напротив, выступают за сокращение маршрута при пересадке с одного вида транспорта на другой.
Китайский опыт, таким образом, позволяет учесть интересы бизнеса и пассажиров. Впрочем, в Москве строительство мини-вокзалов по примеру Пекина и Гонконга возможно не везде. Как рассказала корреспонденту «МП» заместитель генерального директора ГК Stroytech Светлана Беляева, чем ближе к центру города, тем меньше возможностей для возведения каких-либо новых объектов вблизи ТПУ. «Там уже много всего построено. Создать новые районы, обеспеченные транспортной инфраструктурой посредствам ТПУ, можно лишь на депрессивных территориях старого города, то есть в реорганизуемых промышленных и коммунальных зонах, а также в новой Москве», – отметила она. Такие проекты, по мнению эксперта, интересны бизнесу, так как речь идет о комплексном освоении земель, строительстве жилой и коммерческой недвижимости, обеспеченной хорошей транспортной доступностью.
Несколько транспортно-пере-
садочных узлов в российской столице построят сами китайцы. Часть из них появится на новой ветке метро, которая пройдет от станции «Улица Новаторов» Третьего пересадочного контура до административно-делового центра в Коммунарке. Также специалисты из Гонконга помогут проектировать ТПУ и в других районах новой Москвы.
По словам Марата Хуснуллина, сейчас власти столицы готовят проекты будущих ТПУ и всю необходимую документацию. «Далее может быть три варианта развития событий. Первый – операторы строительства ТПУ, Московский метрополитен, Мосинжпроект и другие будут сами привлекать средства и строить узлы. Второй – мы будем выставлять на торги полностью готовый проект. Кто заплатил больше – тот и будет строить. Третий вариант – если к ТПУ примыкают участки, где есть конкретные интересанты, они могут инициировать его строительство. Например, в возведении узла около станции метро «Ботанический сад» заинтересована компания «Пионер». Она уже наняла одного из лучших проектировщиков в мире и предложила нам готовый проект», – рассказал глава стройкомплекса. Кроме того, по его словам, к программе строительства ТПУ проявляют интерес и другие инвесторы.

Теги: #