Дорога из бюджета - Московская перспектива

Дорога из бюджета

Дорога из бюджета
Дорога из бюджета
Для строительства Северо-восточной хорды планируется привлечь частные инвестиции

Столкнувшись с дефицитом средств на проекты развития, столичные власти вынуждены искать альтернативные источники финансирования транспортных строек. Они нужны не только на дороги в новой Москве, но и для заявленных ранее в качестве бюджетных городских объектов. Например, частные инвестиции планируется привлечь в строительство Северо-восточной хорды, которая должна связать строящиеся трассы Москва – Санкт-Петербург и Москва – Ногинск, минуя заезды в центр города.

Итоги первого квартала 2014 года свидетельствуют о том, что пока основные показатели экономического развития столицы остаются вполне устойчивыми. Вырос индекс промышленного производства, увеличились объемы строительства и торговли, растут доходы населения и инвестиции, но есть и тревожные тенденции. «В силу ряда объективных факторов Москва находится в условиях очень жестких бюджетных ограничений и резкого сокращения темпов роста налоговых поступлений», – констатирует глава департамента экономической политики и развития (ДЭПР) Максим Решетников. То, что денег на все задуманные проекты не хватает, видно по корректировкам объемов и изменению сроков реализации ряда транспортных строек. В частности, власти отказались от реконструкции Ленинского проспекта и Волоколамского шоссе (работы на котором пока ограничатся сооружением развязки в районе стадиона «Спартак»), а также участка МКАД от Каширского до Варшавского шоссе.
Для строительства дорог и других инфраструктурных объектов в Москве необходимо активно привлекать частные инвестиции, заявил на оперативном совещании в пятницу Сергей Собянин. «Такая работа уже ведется, мы и впредь намерены ее продолжать», – подчеркнул он. Мэр отметил, что город готов оказывать поддержку инвесторам в части освобождения территорий и переноса коммуникаций.
До недавнего времени в границах «старой» Москвы за счет внебюджетных источников планировалось реализовать только один проект, включающий сооружение дублеров Кутузовского проспекта. Однако непростая экономическая ситуация заставляет чиновников пересматривать ранее принятые градостроительные и финансовые решения. В частности, с торгов пришлось снять два участка Северо-восточной хорды, которые должны были строиться за счет бюджетных средств. Первый – от Измайловского до Щелковского шоссе длиной 5,5 километра. На его строительство город еще в январе был готов потратить 12,5 млрд рублей. Второй участок – от Щелковского шоссе до Открытого шоссе длиной 3,2 километра. Его строительство оценили более чем в 11 млрд рублей.
«Действительно, участки Северо-восточной хорды были сняты с торгов за бюджет, – признает глава стройкомплекса Марат Хуснуллин. – Мы решили сделать проект на всю трассу, чтобы оценить объем предстоящих работ и понять, во что мы входим. Полностью проектно-сметная документация будет готова до конца года». Ранее строительство Северо-восточной хорды оценивалось властями в 70 млрд рублей. Однако господин Хуснуллин не исключает, что итоговая цифра может оказаться выше, так как для обеспечения планируемой трассировки потребуется большой объем сноса.
Напомним, что Северо-восточную хорду столичные власти решили строить как альтернативу Четвертому транспортному кольцу (ЧТК), которое было признано дорогостоящим и долгосрочным проектом. По расчетам мэрии, его стоимость в готовом виде превышала полтриллиона рублей. Уже построенные 10 км трассы обошлись городу в 60 миллиардов. «Получается, что нам ничего не надо будет строить, а все деньги вкладывать в Четвертое кольцо. За это время город просто умрет», – комментировал столичный градоначальник. Другая причина отказа от ЧТК в том, что на его реализацию потребовалось бы не менее 8 лет, тогда как руководство стройкомплекса решило, что даже самые сложные дорожные объекты не могут возводиться больше 3–4 лет. Кроме того, хорды – более прогрессивная транспортная система, поскольку дорога начинается и заканчивается за городом, тем самым эффективно связывая магистрали в периферийных районах. Не нужно ехать в центр или наматывать километраж по кольцам, чтобы попасть, скажем, с Можайки на Ярославку или с Варшавского шоссе на шоссе Энтузиастов. Например, Северо-восточная хорда, протяженность которой составит более 26 км, соединит между собой Измайловское, Щелковское, Дмитровское, Алтуфьевское и Открытое шоссе.
Марат Хуснуллин подчеркивает, что отмена торгов по нескольким участкам магистрали не означает, что власти отказались от ее сооружения: «Хорда, безусловно, нужна, она будет построена. Однако есть задача привлечь в эту стройку внебюджетные источники финансирования». По его словам, пока рано говорить о том, будет ли это концессионное соглашение (как, например, по строительству северного дублера Кутузовского проспекта) или другой механизм ГЧП. Не обязательно и то, что дорога станет платной: возможно заключение соглашения, в соответствии с которым город будет расплачиваться с инвесторами в течение нескольких лет после завершения строительства магистрали. Кроме того, частные компании могут получить в управление развитие придорожной инфраструктуры – АЗС, торговые объекты и т.п., предполагает генеральный директор группы компаний «Гео Девелопмент» Максим Лещёв.
В горадминистрации отмечают, что решение повременить со строительством относится только к Северо-восточной хорде. Аналогичный проект на северо-западе Москвы будет реализован в запланированные сроки. «Там есть проблемы, связанные с банкротством НПО «Космос», которое выступало подрядчиком на северном участке хорды. Но решение уже найдено», – отмечает Марат Хуснуллин. Власти рассчитывают, что подряд на завершение Алабяно-Балтийского тоннеля, который по праву может претендовать на звание самого крупного столичного долгостроя, а заодно и других объектов Северо-западной хорды (Михалковского тоннеля, улицы Большая Академическая и т.д.) получит принадлежащий городу Мосинжпроект. До завершения юридических процедур этой компании придется работать на субподряде у НПО «Космос». После проведения конкурса Мосинжпроект получит все обязательства обанкротившегося застройщика. Господин Хуснуллин уверяет, что у него нет опасений насчет Алабяно-Бал-
тийского тоннеля: «Там всего-то осталось 15 метров проходки». По словам заммэра, стройка возобновится в ближайшие дни: рабочие НПО «Космос», протестовавшие против задержек заработной платы, сейчас оформляются в Мосинжпроект.
По мнению экспертов, история с НПО «Космос» в какой-то мере могла повлиять на решение властей строить Северо-восточную хорду на условиях ГЧП – так больше шансов, что дорогу все-таки сделают. «Концессионер заранее оценивает все риски, так как вкладывает свои деньги, поэтому вероятность того, что работы внезапно прекратятся, невелика», – рассуждают они. Если Северо-восточную хорду выставят на конкурс целиком, это также снизит риск того, что трасса получится неоднородной за счет разницы в качестве строительства у подрядчиков.