Девушка под летним дождем - Московская перспектива

Девушка под летним дождем

Девушка под летним дождем

Москвоведы-кинолюбители досконально изучили топографию фильма, идентифицировали каждый уголок города, показанный в кадре. Конечно, многое здесь развивается не по указаниям карт, а по законам художественного кино. Режиссер искал выигрышные ракурсы, красивые виды, которые вписывались бы в лирическую стилистику картины. Здесь нам показывают новые здания и строящиеся улицы. В?одной из сцен появляется Новый Арбат, где кипит работа, в другой показан уже законченный кинотеатр «Россия» – в нем, по совпадению, состоялась весной 1964 года премьера фильма «Я?шагаю по Москве». Кстати, проектировал здание кинотеатра архитектор Юрий Шевердяев – учитель Данелии по?МАрхИ.

Именно в 60-е годы стали появляться фильмы, где режиссеры позволяют себе любоваться видами Москвы без всякой идеологической подоплеки. Городские пейзажи становятся не просто лирическим, но философским отступлением – именно такую роль они играют в фильмах Марлена Хуциева «Застава Ильича» и «Июльский дождь». Москва становится самостоятельным персонажем фильма. Режиссеры показывают сложность взаимоотношений между мегаполисом и его обитателем – простым горожанином. И хотя фильм «Я шагаю по Москве» советские критики упрекали за «бесконфликтность» и «безыдейность», некоторые важные вопросы о существовании человека в большом городе он перед зрителем поставил.

1. Город в панораме

Фильм открывается эффектными панорамными съемками центра Москвы, сделанными с высотных зданий – Министерства иностранных дел и дома на Котельнической набережной. В те годы получить у спецслужб разрешение на подобные съемки (да еще для художественного кино) было непросто, но режиссеру как-то удалось этого добиться. Пейзаж, открывающийся в высотных панорамах, за полвека существенно изменился. Полностью исчезла сеть переулков между Плющихой и Ростовской набережной. Мало что осталось от дореволюционной застройки в районе Проточного переулка. На Смоленской набережной – там, где в 1963 году зиял пустырь, – выросло здание британского посольства. Существенно поменял свой облик уютный Денежный переулок. Но гораздо более революционные изменения претерпел вид от Котельников в сторону Кремля: здесь в 60-х построили, а четыре десятилетия спустя разобрали гостиницу «Россия», одну из крупнейших в мире. На панораме из фильма Данелии мы видим на ее месте (где до 1953-го планировалось возвести восьмую сталинскую высотку) пустое пространство. Примерно так же выглядит этот квартал Зарядья и в наши дни… Поблизости от него, на Васильевском спуске, герои фильма будут догонять автобус, чтобы поехать на нем к писателю Воронову, опубликовавшему Володин рассказ в журнале «Юность».

2. Чистые пруды на Арбате

«Как проехать к Строительному переулку?» – с этого вопроса, заданного Володей в вагоне метро, завязывается интрига фильма. Один знаток, называющий себя коренным москвичом, пытается отправить молодого сибиряка куда-то в район «Павелецкой». Но тут в разговор встревает Коля и указывает гостю столицы правильный маршрут. Ведь он сам живет рядом с этим переулком, у метро «Кировская», ныне «Чистые пруды».

Ни в 60-е годы, ни в другие времена Строительного переулка в Москве не было. Но очень важно, что этот вымышленный топоним становится поводом для знакомства двух строителей. Выйдя, как и было обещано, на «Кировской», ребята идут по Чистопрудному бульвару (редкий лирический фильм о Москве не снимали на его аллеях), а потом вдруг оказываются… совсем в другом районе, в Кривоарбатском переулке.

Коля живет в старом доме на изгибе Кривоарбатского, в комнате на втором этаже с окном на улицу. Из этого окна видно здание МИДа в створе переулка, а также стеклянное кафе на углу. В?реальности никакого кафе там не было: его построили декораторы, ориентируясь на модный архитектурный стиль начала 60-х. Там, где стояло бутафорское кафе, в наши дни строят жилой дом с подземной парковкой. В?соседнем дворе – легендарный дом Константина Мельникова, в доме напротив жил историк и москвовед Сигурд Шмидт… Дом, в котором жил метростроевец Коля, не снесли, но укоротили до двухэтажного и до неузнаваемости перелицевали фасад. Зато неизменным остался вид на мидовскую высотку в проеме между доходными домами начала ХХ века.

3. Панно на Кутузовском

На недолгое время действие фильма перемещается из центра в район новостроек. Искать симпатичную продавщицу грампластинок Володя и Коля приходят на Кутузовский проспект, во двор дома №?30 – именно там происходит разговор с отцом Алены, играющим с соседями в домино. Следующий диалог юношей разворачивается буквально на противоположной стороне проспекта, у музея-панорамы «Бородинская битва». В кадре появляется декоративное панно на стене здания, построенного за год до?съемок фильма – в 1962-м, к 150-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. (Триумфальную арку здесь воссоздадут несколькими годами позже.) Как видим, в фильме часто и со вкусом демонстрируется архитектура времен «оттепели». Ну а затем показ достопримечательностей Москвы в фильме продолжает большой фрагмент о приключениях героев в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.

4. Ракета из парка Горького

Главное место отдыха москвичей и гостей столицы показано в фильме масштабно и эффектно. Правда, действие эпизода происходит поздно вечером, и все объекты ЦПКиО зритель видит в электрическом освещении. Режиссер предлагает нам настоящую экскурсию по парку: кружок танцев, концерт, шуточный конкурс художников, аттракцион «Ракета», ларек «соки-воды», Ландышевая аллея, колоннада Главного входа… а также отделение милиции, куда Колю и Володю препроводили по подозрению в хулиганстве. Между прочим, поддержание образцового общественного порядка было приоритетом парка Горького с первых дней его существования. В одной из газетных статей начала 30-х годов сообщалось: «Для борьбы с хулиганством… из комсомольцев образован специальный коллектив. Пойманных хулиганов будут судить показательным процессом. Кроме этого, их будут фотографировать и выставлять карточки на видном месте, в особой галерее, с указанием фамилии и места работы» (орфография оригинала). Если бы героев фильма на самом деле уличили в хулиганстве, их мог ждать нешуточный позор… Но, как и полагается в комедии, все обошлось благополучно. А режиссер – сам выросший в Москве, в Уланском переулке, – не упустил случая прорекламировать еще одну интересную новостройку этой части города – метромост на Воробьевых горах. Он открылся в 1959 году. Что касается аттракциона «Ракета», то это дань повсеместной моде на космонавтику – за два года до съемок состоялся полет Юрия Гагарина, а в дни работы над фильмом на орбиту отправилась Валентина Терешкова.

5. Поезд идет на юго-запад

Действие фильма начинается ранним утром, когда Коля заканчивает ночную смену в тоннеле, и завершается поздно вечером, когда он снова идет на работу. Местом расставания героев стала одна из новых на тот момент станций метро – «Университет», открытая в 1959-м. Но в фильме это некая условная станция. Вообще, у режиссеров советского времени считалось особым шиком показать в фильме Московский метрополитен, ведь кинооператорам попасть на этот режимный объект было непросто. Для того чтобы получить разрешение для съемок в столичной подземке, режиссеру, по легенде, пришлось обратиться за протекцией к папе исполнителя главной роли – депутату Верховного Совета и автору Государственного гимна Сергею Михалкову. Оператор фильма Вадим Юсов вспоминал: «Снимали ночью, заранее заказывали станцию и поезд, и как только закрывалось метро, мы тут же спускались на станцию «Университет», завозили аппаратуру. Это очень хлопотная работа!»

На станции три героя расходятся в разные стороны. Алена убывает на поезде, идущем в центр. Коля не может ее проводить – ему пора на смену. На эскалаторе он поет песню (слова Геннадия Шпаликова, музыка Андрея Петрова), которая станет одним из главных лирических шлягеров о Москве.

А Володя садится в вагон поезда, следующего из центра. Интересно, что в момент съемок (лето 1963 года) станция «Университет» еще была конечной и на этом поезде герой мог уехать лишь в тупик. Но в конце того же года было открыто движение на участке до «Юго-Западной», и к дню премьеры фильма этот эпизод уже выглядел вполне реалистично. Правда, вопреки логике сценария получалось, что Володя едет не на железнодорожный вокзал, а в аэропорт «Внуково». Но каких только чудес не случается в лирической комедии.

ФАБУЛА И ПЕРСОНАЖИ

Народный артист СССР Георгий Данелия вспоминал, что сценарий фильма родился из поэтического эпизода с девушкой, идущей по городу под дождем, и юношей-велосипедистом, который пытается эту девушку укрыть зонтом. Уже потом сценарист и поэт Геннадий Шпаликов к этому красивому образу «пририсовал» фабулу и персонажей, а также сочинил песню про летний дождь. Девушка и парень с зонтом изображены и на афише фильма. Именно эта короткая сцена (кстати, в ней снимались три разные девушки, а велосипедиста играл никому еще не известный Олег Видов), задала интонацию лирической комедии. Этот жанровый подзаголовок Данелия придумал, чтобы отделаться от расспросов, почему, мол, его фильм «недостаточно смешной».

Это действительно получилась не просто комедия нового жанра, но и кино нового типа. Стилистика фильма «Я шагаю по Москве» вполне вписывается в эстетику кинематографа конца 50-х – начала 60-х. Но по сравнению с работами других режиссеров у этого фильма какая-то особая степень свободы, атмосфера раскрепощенности. Именно за этот фильм Данелию сразу полюбили молодые зрители, признали его своим. А исполнители главных ролей – Никита Михалков (Коля), Евгений Стеблов (Саша), Алексей Локтев (Володя), Галина Польских (Алена) – после премьеры буквально проснулись знаменитыми.

Фабула фильма представляет собой вереницу почти случайных (как в жизни) событий. Заранее в действиях персонажей ничего не спланировано, их каждую минуту подстерегают неожиданности. События комедии разворачиваются в самый обыкновенный летний день. Это, кстати, вызывало вопросы некоторых особо строгих членов худсовета – «о чем, собственно, фильм?». Об отзывчивости простых москвичей? О крепкой дружбе и мимолетных знакомствах в большом городе? Или о том, как рабочему-метростроевцу не дали поспать перед сменой?.. Конечно, в фильме 30-х или 40-х годов эти персонажи должны были бы совершить какой-нибудь Поступок – спасти ребенка из горящего дома или задержать вражеского шпиона. Но в фильме Данелии они гуляют по Москве просто так, наслаждаясь жизнью, молодостью, болтают о пустяках, флиртуют, попадают в курьезные истории. В этом и заслуга режиссера – он сумел увидеть лиризм в городской повседневности, в жизни обычных парней и девушек, идущих по московским улицам.

Москвичи в этом фильме – люди неравнодушные. Им до всего есть дело, они всегда готовы поделиться информацией о своем городе с приезжим («А вон в том доме когда-то Пушкин жил»). Даже иностранцу помогают найти Третьяковскую галерею, почти не зная языка. Москвичи бескорыстно помогают ближним, на все готовы для друга и даже для незнакомого человека… Должно быть, не случайно один из персонажей фильма – экскурсовод. А Коля спонтанно становится гидом для Володи, сопровождая его по Москве и попутно о ней рассказывая.

Коля – веселый, легкий на подъем парень, эксцентрик и немного авантюрист, с ним вечно что-то случается, а правильнее сказать – он сам всегда ввязывается в различные истории. Любопытно, что два героя фильма – строители. Володя работает монтажником в сибирском Качинске, строит химкомбинат. Коля – метростроевец: сцена прокладки тоннеля открывает фильм. Не многие знают, что тема московской подземки для режиссера фильма – близкая, семейная. Отец Георгия Данелии Николай Дмитриевич приехал в 1931 году в Москву из Грузии (где сооружал горные тоннели). Прошел путь от бригадира и начальника шахты до главного инженера Метростроя СССР. А сам Георгий Данелия, до того как прийти в кино, окончил Московский архитектурный институт и некоторое время работал проектировщиком. Увлечение архитектурой нашло отражение и в его дальнейшей работе: в 26 лет Данелия поступил на Высшие режиссерские курсы при «Мосфильме». «Замысел будущей картины начинается для меня с визуального образа, картинки, сочетания пропорций, ритмических соотношений...», – писал в мемуарах Георгий Николаевич. По воспоминаниям режиссера, его скупому на похвалы отцу фильм «Я шагаю по Москве» понравился. Правда, настоящие метростроевцы замечали, что юного Никиту Михалкова с его щуплой фигурой на работу в шахту не взяли бы.