Камин разжег Гагарин

Камин разжег Гагарин

Камин разжег Гагарин
Камин разжег Гагарин
Дом-музей Сергея Королёва в Москве сохранился таким, как при жизни хозяина

В 1957 году, после запуска первого искусственного спутника Земли, правительство выделило группе ученых и конструкторов проекта квартиры и дачи. Сергею Павловичу Королёву в виде исключения разрешили построить дом в пределах Москвы, на 1-й Останкинской улице. Непритязательный в жилье, главный конструктор согласился, поскольку место под строительство выделили рядом с проспектом Мира, по которому машина за 20 минут довозила его до работы. Однако прожил Королёв в доме лишь шесть лет, и то в промежутках между командировками.

В Мемориальном доме-музее все экспонаты, до самых мелочей, как при жизни Сергея Павловича. В просторной прихожей – небольшой гардеробный угол, где висит та самая одежда, в которой он в последний раз покинул этот дом в 1966 году, поехав, как казалось, на пустяковую операцию, ставшую для него роковой, больное сердце не выдержало наркоза. На столе в большой комнате вещи, которые лежали на нем в злополучный день – журналы «Наука и жизнь», «Огонек», газета «Правда». Королёвы вообще любили читать и собрали небольшую библиотеку художественной литературы. У окон на красивых деревянных подставках разместились те же растения, как и шестьдесят лет назад. Камин за все время разжигался только один раз – Юрием Гагариным. Однако строители неправильно выложили дымоход, и весь дым пошел в комнату. Камином больше не пользовались, но в память о том случае в нем так и осталась копоть.

Рядом с лестницей уменьшенная семидесятикилограм-мовая копия скульптуры «К звездам» (оригинал которой стоит в Екатерининском парке), подаренная конструктору космонавтами из первого отряда. На пьедестале изваяния – их подписи.

В подвале дома – небольшой музей и кинозал, где крутят черно-белый фильм о жизни главного конструктора. Голос за кадром цитирует слова Королёва, сказанные перед стартом 12 апреля 1961 года Гагарину: «В полете все может быть, Юра, но помни одно: все силы нашего разума будут отданы немедленно тебе».