«Важно быть на шаг впереди»

«Важно быть на шаг впереди»

«Важно быть на шаг впереди»
«Важно быть на шаг впереди» //mos.ru//
Артур Задоян об инновациях, психологии сотрудников и тотальной автоматизации
Артур Задоян об инновациях, психологии сотрудников и тотальной автоматизации
Строительная компания сегодня – это не только квалифицированные строители и менедж-
мент. Современные условия рынка ставят новые задачи, для реализации которых важно всестороннее развитие организации, предполагающее производство качественных материалов, собственную транспортную компанию, наличие проверенных и надежных партнеров. Генеральный директор ООО «Транспортная группа» Артур Задоян рассказал корреспонденту «Московской перспективы» о том, как устроена и управляется современная транспортная компания, что делается для мотивации сотрудников и об использовании ИТ-технологий.

Какова на данный момент ситуация в сфере транспортных услуг?
– Сейчас, к сожалению, многие транспортные предприятия не выдерживают конкуренции и исчезают. Сегодня существует большое количество сложностей, с которыми способны справиться далеко не все. Но при этом есть организации, которые не только справляются со всеми трудностями, но и могут достойно выйти из сложных положений. Мы не должны отставать от конкурентов, должны выполнять требования заказчиков, которые ориентируются на развивающиеся технологии.

Именно с этим связана необходимость тех преобразований, которые произошли в ООО «Транс-
портная группа»?
– Мы начали работать над улучшением существующей системы управления предприятием потому, что каждый год технологический прогресс устремляется вперед. Мы понимаем, что не имеем права отставать от него, чтобы по-прежнему оставаться конкурентоспособными. Более того, хочется быть даже на шаг впереди. Так, мы начали работу по реорганизации, преобразованию и оптимизации структурных подразделений.

Что было сделано в первую очередь?
– Главное было понять, с чего начать, ведь нельзя хвататься за все сразу. Руководство предоставило нам время, с пониманием отнеслось к тому, что преобразования требуют постепенного подхода. Четко были выполнены все указания, сотрудники старались как можно лучше исполнить свою работу.

Какие отделы на данный момент входят в состав компании?
– Бухгалтерия, отдел эксплуатации, отдел главного механика с ремонтной зоной и технический отдел.

Как сегодня организована работа диспетчерской службы?
– Руководством были разработаны требования к работе диспетчерской службы, программисты, в свою очередь, сформировали техническое задание. Сейчас через этот отдел проходит вся информация: заявки на транспорт и ремонт, данные о водителях, ситуация на дорогах. После получения информации диспетчер определяет, кому в дальнейшем будет переправлена заявка. Данная служба тесно работает со всеми структурными подразделениями предприятия. К слову, параллельно все заявки дублируются в отдел эксплуатации.

Это касается заявок исключительно на строительную и специализированную транспортную технику?
– В рамках ООО «Транспортная группа» существует и парк легковых автомобилей, автобусов. На их использование также приходят заявки. Например, при надобности перевозки документации. Водители таких транспортных средств регулярно сотрудничают с диспетчерской службой, которой предоставляют точную информацию о своих передвижениях.

В чем заключается польза автоматизации процессов в диспетчерской службе?
– Во-первых, у каждого диспетчера есть свой логин и пароль в программе 1C, что позволяет эффективно отслеживать объем работы каждого из сотрудников. В программе можно наглядно увидеть, сколько путевок обработал каждый из диспетчеров в определенный день. Во-вторых, мы закупили мобильные телефоны, которые привязаны к конкретной машине. Так же как и система «ПЛАТОН». Если нужна связь с определенным транспортным средством, диспетчер звонит на мобильный телефон, номер которого закреплен за государственным номером машины. Также возможна и обратная связь, если у водителей возникают рабочие вопросы.

В каком случае водители могут воспользоваться обратной связью с диспетчерским отделом?
– Если у водителя «на линии» возникают какие-либо сложности, он сразу связывается с диспетчером и предоставляет ему всю необходимую информацию. Например, в случае поломки диспетчер составляет и передает заявку в службу механика. Далее решение принимается уже на месте: сотрудники могут уточнить детали по телефону, согласовать вопрос о транспортировке машины на базу или в сервис, выслать выездного механика.

А если возможен ремонт собственными силами?
– В таком случае делается заявка по определенным деталям на склад. Вся информация имеется в программах на компьютерах. Если нужной детали нет, составляется заявка и направляется в отдел снабжения, который закупает требуемый товар. Разумеется, у нашей компании существуют договоры с определенными магазинами запчастей.

Как на сегодняшний день устроено складское хозяйство?
– Во-первых, нужно отметить, что был построен второй склад. Во-вторых, на обоих складах существует четкая структура – запчасти расположены в соответствии с брендами машин. Каждая деталь помечена уникальным штрих-кодом, который занесен в программу. Получается, что с помощью компьютера заранее можно определить наличие определенной запчасти. Также в программе фиксируется факт их выдачи со склада. Печатается определенная бумага, сотрудник расписывается и после этого забирает все необходимое. Эту систему можно сравнить с магазинами или дилерскими центрами.

Какие нововведения коснулись напрямую водителей?
– Ранее ООО «Транспортная группа», как и многие другие предприятия, работающие в данной сфере, предоставляла водителям фиксированную зарплату, назначенный оклад. Это нормальное явление для многих компаний. Но подобная схема, по моему мнению, неприменима к водителям, работающим на линии. Потому что невозможно равномерно распределить весь объем работы среди имеющихся сотрудников. Со временем мы пришли к системе, при которой оплата труда водителей одновременно является и сдельной, и фиксированной.

Не могли бы вы подробнее рассказать о данной системе оплаты труда?
– Сотрудники должны понимать, что чем лучше они работают, тем больше могут получать. Они должны зарабатывать соответственно объему произведенного труда. Разумеется, часть заработка в форме оклада сохраняется. Например, за выполнение определенной для каждого объекта нормы. Но при этом у водителей появляется возможность получать поощрения за перевыполнение. Почему водитель, который четко сделал норму, и водитель, который ее перевыполнил, должны получать одинаковую заработную плату?

Но при этом минимальный оклад гарантирован?
– Конечно! Раз сотрудник выходит на работу, он получает гарантированный оклад. Но при этом нужно заметить и то, что помимо премиальной системы существуют и штрафные санкции. Разумеется, все условия обозначены в трудовом договоре, который подписывается сторонами.

Существуют ли какие-то нормы, которые обязательны для выполнения?
– Безусловно. Для каждого из объектов норма вырабатывается отдельно. Она зависит от расстояния, транспортируемого материала и ряда других факторов. Все специфические моменты учитываются.

Случается ли, что водители не выполняют поставленную норму?
– Случается. Но такие ситуации возникают по объективным причинам. Например, из-за плохих погодных условий. Случаи, когда водитель преднамеренно не выполнил норму, у нас не встречались.

Как сами водители реагируют на изменения, которые напрямую отражаются на их работе?
– Настроение у работников поменялось. Раньше один водитель на объекте мог делать три-четыре рейса в день. После введения новой системы результативность увеличилась до показателя в шесть-семь рейсов. На всех путевках есть штрих-коды, которые считываются сканером. И в программе отображается, во сколько конкретный водитель взял и сдал путевку. Это совершенно другой уровень ответственности. Теперь они в полной мере ощущают себя хозяевами своего труда.

Можно ли сказать, что у водителей усилилось желание работать?
– Могу проиллюстрировать это одним примером. Есть важный момент, касающийся ремонтной зарплаты. Пусть и несущественно, но ее сумма меньше того оклада, который водитель может получить за работу. Соответственно в процессе починки транспортного средства у сотрудников появляется дополнительная мотивация быстрее вернуться к выполнению рейсов. Помимо этого водители обязуются участвовать в ходе ремонтных работ. Если же этого не происходит, механик не дает ремонтную путевку, и день «не закрывается». Обычно это контролируется старшим механиком, который постоянно находится в ремонтной зоне.

Применяется ли подобная система оплаты труда в других структурных подразделениях?
– Да, в систему ввели премиальные для сотрудников, которые работают в отделе механиков. Специально подсчитывается количество отработанных человеко-часов, учитывается и сложность работы. Например, на сбор двигателя потребуется больше времени, нежели на смену колес. В конце месяца бюджет, выделенный для отдела слесарей, распределяется по коэффициенту в зависимости от проделанной работы.

Фигурирует ли этот коэффициент при расчетах заработной платы для сотрудников других отделов?
– Да. Например, с помощью коэффициента, по количеству путевок высчитывается премиальная часть зарплаты для диспетчеров. Старший диспетчер занимается распределением сумм.

Насколько существенные изменения произошли в отделе бухгалтерии?
– Введена автоматизация многих процессов. Коснулось это, например, системы расчета заработной платы. С помощью программы, которая учитывает норму для отдельно взятого объекта и при этом содержит информацию о путевках, рассчитывается сумма, заработанная конкретным водителем. Все это легко и просто можно сделать с помощью программы, которую мы внедрили в отдел благодаря талантливым программистам ООО «ГЕРА Менеджмент», обслуживающим и наше предприятие. В базу, находящуюся в распоряжении сотрудников бухгалтерии, поступает вся необходимая информация: количество рейсов, штрафы и многое другое. Разумеется, мы не слепо доверяем компьютерным технологиям, а предпочитаем перепроверять все расчеты лично.

Что еще из сделанного за последнее время вам хотелось бы особенно отметить?
– Компания заключила новый медицинский договор, согласно которому профессиональные медработники посещают каждый из объектов. Немаловажно, что визит медика происходит два раза в сутки: утром и вечером. В первой половине дня обязателен осмотр, который подтверждает готовность водителя к рейсу. А с помощью вечернего можно понять, как сотрудник провел рабочий день. В принципе любой работник может обратиться за помощью – например, попросить измерить давление.

Учитывали ли вы опыт конкурентов?
– Безусловно. Наш коллектив неоднократно ходил на современные предприятия с экскурсиями. Они предоставляли возможность понять, какой опыт мы хотели бы перенять и за счет чего мы можем стать лучше. Польза определенно была.

Можно ли сказать, что процесс преобразований подходит к концу?
– На данный момент сделано уже достаточно. Но мы и дальше продолжим совершенствовать некоторые процессы. Если прогресс двинется еще дальше, мы поспеем за ним. Ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, успокаиваться и довольствоваться существующими успехами. Обязательно нужно продолжать действовать!